Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Российская армия владеет инициативой по всей линии фронта
Мир
МИД КНР назвал лицемерием критику США отношений с РФ и одновременную помощь Киеву
Авто
Аварийность на дорогах России снизилась на 4% в I квартале
Мир
В Белоруссии ограничили выплату дивидендов гражданам недружественных стран
Общество
Матвиенко назвала убийство военкора Еремина террористическим актом
Мир
WSJ сообщила о привычке Трампа называть Украину частью России на переговорах
Мир
В Кишиневе люди криками «Победа!» встретили вернувшихся из Москвы оппозиционеров
Мир
Посольство РФ посоветовало судиться с Turkish Airlines при недопуске на рейсы
Мир
Швейцария разблокировала связанные с Россией активы на 290 млн франков
Мир
Додик на встрече с Патрушевым высоко оценил отношения с Москвой
Происшествия
ФСБ задержала готовившего теракт в Брянске сторонника украинских националистов
Общество
Третьего соучастника покушения на экс-сотрудника СБУ в Москве задержали в Луганске
Мир
Захарова указала на двойные стандарты США в вопросе прав человека на Украине
Общество
Скончалась заслуженный тренер России Елена Карпушенко
Мир
В Харькове сообщили о перебоях в ТВ-эфире после уничтожения телебашни
Армия
ВС России уничтожили пусковую установку MIM-23 Hawk и склад ВСУ

9-я студия

Журналист Максим Соколов — о том, почему на ТВ не принято вести диалоги по проблемам острым и раскалывающим общество
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В ходе «Вечеров в Владимиром Словьевым», показываемых по РТР, ведущий Владимир Рудольфович вечеряет с представителями более или менее одной зоны политического спектра — патриотической, среди которых встречаются как более умеренные и респектабельные ораторы, так и менее. В этом смысле организация сценического пространства, где справа стоят три кафедры, слева тоже, а посреди В.Р. Соловьев, понятная с точки зрения режиссера сцены — надо же это пространство как-то организовывать и структурировать, — с точки зрения человека, допустим, слушающего один звук без изображения или читающего стенограмму «Вечеров», непонятна нимало, ибо все говорят более или менее одно и то же.

Аналогия с парламентским амфитеатром, где речи правой и левой его частей различаются, не проходит. Разве что с парламентским амфитеатром образца 1914 года, где вотируются военные кредиты и происходит крах II интернационала. Там тоже собрание — и в Париже, и в Берлине, и в Вене, и в Петербурге — было единым в своем патриотическом порыве. Возможно, и на РТР так.

Впрочем, не только на РТР. В 800 км к юго-западу от Москвы, в Киеве, программа телевизионных вечеров с С.М. Шустером, будучи идейно совершенно враждебной своему московскому аналогу, стилистически, однако, очень мало от него отличается. Та же картина патриотизма — от умеренного до совсем неумеренного, — но только не русского, а украинского. Порой ловишь себя на мысли, что если бы буря перевесила вывески, как в сказке Андерсена, и попутно поменяла бы телеведущих, ничего особенного бы не случилось. Московская интеллигенция проклинала бы пропагандный яд, изливаемый РТР в ходе «Вечеров с Савелием Шустером», и внимала бы киевской свободе слова, олицетворяемой теперь В.Р. Соловьевым. «Два изящных поворота» — но какая, собственно, разница.

Тем более что Соловьев и Шустер в своем спектральном подходе к подбору говорящих голов всего лишь следуют общему правилу — «У вас своя свадьба, у нас своя свадьба». На телеканале «Дождь» и радиостанции «Эхо Москвы» точно так же происходят острые дискуссии шерочки с машерочкой, равно как и на канале РБК в программе «Система ценностей» дама-патронесса И.Д. Прохорова строго бабачит и тычет свои либеральные ценности приглашенным на дискуссию даме просто приятной и даме, приятной во всех отношениях. Везде — а не только у В.Р. Соловьева — царит полная гармония.

Образец дружеских теледискуссий в узком спектре — как упоительны в России вечера! — был задан довольно давно, еще при Л.И. Брежневе. 31 октября 1974 на Центральном Телевидении открылась программа «9-я студия», где под руководством ведущего проф. В.С. Зорина знатные люди обсуждали острые вопросы международной политики.

Сегодня эту передачу назвали бы то ли «Субботний вечер с Валентином Зориным», то ли «Зорин Live», потому что по структуре она ничем не отличалась от современных образцов телепублицистики. Там тоже была представлена весьма узкая зона политического спектра — «андроповские мальчики» Г.А. Арбатов и А.Е. Бовин, либеральные (по меркам того времени) цэковские чиновники Л.М. Замятин и В.В. Загладин. Дружными усилиями и с немалым знанием вопроса они смело заминали и заглаживали вопросы внешней политики партии и правительства. Поскольку люди все они были компетентные в обсуждаемых вопросах, получалось даже отчасти интересно. Уж точно интереснее, чем программа «Время». Беседа в кругу единомышленников — будь это «9-я студия» им. В.С. Зорина, будь это «Система ценностей» им. И.Д. Прохоровой — тоже не лишена своего интереса. Можно посмотреть, как обкатывается и округляется единственно верное учение, причем этот процесс идет гладко, без скандалов, воплей и безобразных сцен.

Что же до диалога по проблемам действительно острым и раскалывающим общество, то здесь ТВ со времен проф. Зорина мало преуспело, причем не только в нашей стране, где, как известно, царит тысячелетнее рабство, но и во всем мире. Поскольку жириновщина с обливанием оппонента фруктовым соком, а также иными способами оскорбления словом и действием не принята — что справедливо — в цивилизованном мире, то проблемы, могущие своим острым животрепетанием довести совопросников до таких способов ведения полемики, в приличном обществе благоразумно не обсуждаются. Или заминаются и заглаживаются до такой степени, что на этом фоне завотделом международной информации ЦК КПСС Л.М. Замятин и замзав международного отдела ЦК КПСС В.В. Загладин поразили бы всех остротой и смелостью своих суждений.

Говорящих голов уйма, где говорят по-русски, где по-немецки, где по-французски, где по-американски, где даже на ридной мове, а посмотришь на дверь — всюду написано «9-я студия». И это, как выясняется, еще не худший вариант.

Комментарии
Прямой эфир