Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Гимнастки из РФ с триумфом выступили на Кубке «Небесная грация» в Катаре
Мир
Пленный ВСУ рассказал об отправке непригодных к службе военных на передовую
Мир
Президент Кубы поблагодарил Путина за понимание проблем кубинцев
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Лори Чавес-Деример на пост министра труда
Мир
В США заявили о попытках помешать связям России и Китая
Общество
Песков сообщил об отсутствии планов по проведению мобилизации в России
Мир
Пушков указал на последствия передачи США ядерного оружия Украине
Армия
Средства ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над территорией Крыма
Экономика
Правительство временно запретило вывоз отходов и лома драгметаллов из РФ
Мир
Овечкин впервые появился на публике после травмы и посетил матч НБА
Мир
Медведев указал на негативные последствия для Европы после отказа от газа из РФ
Армия
Российские военные уничтожили на земле МиГ-29 воздушных сил Украины
Общество
На Запорожской АЭС заработала отключенная линия энергоснабжения «Днепровская»
Армия
Марочко назвал Купянск самой напряженной точкой на карте боевых действий
Мир
Меркель заявила о невозможности для Украины в одиночку решать вопрос переговоров с РФ
Мир
Трамп предложил экс-футболиста Тернера на пост министра жилищного строительства
Происшествия
Грузовик насмерть задавил пешехода на юге Москвы
Армия
Российские военные поразили формирования двух бригад ВСУ в Херсонской области

В падении «Союз-СТ-Б» обвинили конструкторов НПО имени Лавочкина

В нештатной ситуации со спутниками Galileo виноваты, скорее всего, особенности пневмогидросистемы разгонного блока «Фрегат», говорится в отчете Роскосмоса
0
В падении «Союз-СТ-Б» обвинили конструкторов НПО имени Лавочкина
Фото: ИТАР-ТАСС
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Комиссия Роскосмоса сформулировала выводы по причинам нештатной ситуации 22 августа, в результате которой спутники европейской навигационной системы Galileo оказались на нерасчетной орбите. Наиболее вероятной причиной случившегося члены комиссии признали конструктивные особенности разгонного блока «Фрегат-МТ», что ведет к заключению, что инцидент случился по вине конструкторов НПО имени Лавочкина. Ранее причиной сбоя работы разгонного блока называли некорректную работу системы управления, изготовленную московским ФГУП «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Пилюгина» (НПЦАП).

«Отсутствие управляющего момента связано с временным снижением эффективности двигателей ДВ4, ДР9, ДР11 с примерно 1200 секунды полета до 2309 секунды полета на ОТП (окончание точного приведения — время фиксации гироскопами положения аппарата. — «Известия»), — говорится в тексте отчета комиссии Роскосмоса, копия которого есть в редакции. — Наиболее вероятной причиной снижения эффективности двигателей малой тяги явилось замерзание гидразина в трубопроводе РБФМ-6303-80 подачи топлива из кольцевого коллектора к двигателям ДВ4, ДР9, ДР11, что подтверждается телеметрическими данными температуры на реакторах двигателей и отсутствием расхода гидразина».

Гидразин используется в качестве топлива для двигателей «Фрегата», замерзает при температуре около минус 60 градусов Цельсия. «Причиной местного охлаждения трубопровода РБФМ-6303-80 могло послужить его совместное размещение в общей колодке с трубопроводом для подачи гелия системы наддува баков маршевой двигательной установки (МДУ) в сочетании с длительной работой МДУ на первом активном участке», — отмечается в отчете комиссии.

— Судя по всему, конструкторы «Лавочкина» не предусмотрели возможность переохлаждения гидразина в трубопроводе при таком длительном включении разгонного блока, — говорит информированный источник в Роскосмосе. — До этого длительность включения МДУ «Фрегата» обычно не превышала 800 секунд, и поэтому таких ситуаций не возникало.

По словам собеседника «Известий» в Роскосмосе, после завершения натурных испытаний, которые могут подтвердить версию комиссии, изготовителям «Фрегатов» могут быть даны поручения регламентировать проведение операции по скреплению трубопроводов гелия и гидразина с учетом возможного переохлаждения топлива.

Гендиректор НПО имени Лавочкина Виктор Хартов от общения с «Известиями» отказался. 

22 августа в 16.27 мск носитель «Союз-СТ-Б» производства самарского ракетного центра «Прогресс» с разгонным блоком «Фрегат-МТ» стартовал с космодрома Европейского космического агентства (ЕКА) во Французской Гвиане. Ракете предстояло вывести на орбиту два спутника общеевропейской навигационной системы Galileo. Запуск прошел нештатно, и аппараты оказались на нерасчетной орбите, где их целевое использование невозможно. Начало полноценной эксплуатации сервисов Galileo в результате перенесено на более поздний срок, а подробности неудачного запуска у ЕКА запросила Еврокомиссия. Инцидент вызвал крайне серьезную реакцию и в высшем руководстве РФ, в связи с чем у главы космического агентства Олега Остапенко был «тяжелый разговор в Белом доме».

В конце августа комиссия по расследованию причин аварии определилась с основной версией случившегося. Тогда, как сообщали «Известия», сбой в работе разгонного блока «Фрегат-МТ» произошел из-за некорректной работы системы управления, изготовленной московским ФГУП «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Пилюгина» (НПЦАП). Как отмечал источник в Роскосмосе, скорее всего, нештатная работа интегрированной системы управления стала результатом ошибки в программном обеспечении, заложенном на борт. В результате разгонный блок получил неправильное полетное задание и, отработав в полном соответствии с заложенной программой, доставил аппараты не по адресу. ПО для системы управления также готовят в НПЦАП, уточнял собеседник.

Российские разгонные блоки в последние годы регулярно оказывались причиной некорректно выполненных миссий по выводу спутников на орбиту. Часто дефекты проявляются именно при длительной работе двигательных установок разгонных блоков. Так, к примеру, было в августе 2012 года при выводе космического аппарата «Экспресс-МД-2» носителем «Протон-М» и разгонным блоком «Бриз-М»: использовавшийся и ранее жиклер подвел именно при длительной работе двигателя.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир