Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд в Дагестане арестовал еще пять энергетиков по делу о хищении 2,8 млрд рублей
Мир
Хуситы сообщили об атаке на сухогруз MSC Darwin в Аденском заливе
Происшествия
Два человека погибли в результате обстрела Донецка со стороны ВСУ
Общество
Пушилин освободил от должности замруководителя администрации главы ДНР
Экономика
ЦБ сообщил об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Мир
Лукашенко освободил Косинца от должности помощника президента
Происшествия
Корреспондент «Известий» показал последствия обстрела Донецка ВСУ
Общество
Власти Тюменской области предупредили о вторичном подъеме уровня воды у Ишима
Общество
Застрявшему в Москве круизному лайнеру «Сергей Дягилев» разрешили отплыть
Общество
Синоптики спрогнозировали кратковременные дожди с грозой в Москве 26 апреля
Наука и техника
Космонавты Кононенко и Чуб закончили первый в 2024 году выход в открытый космос
Мир
В МАГАТЭ заявили о сохранении непредсказуемой ситуации на ЗАЭС
Мир
В бундестаге заявили о превращении Украины в колонию США руками Зеленского
Наука и техника
В России разрабатывают многоразовые ступени ракет-носителей
Экономика
«Газпром» сообщил о поставках на российский рынок рекордного объема газа
Экономика
Количество фейковых приложений банков выросло на четверть

«Москвичи — народ эпатажный. Не понравится — шапками закидают»

Худрук Театра Наций Евгений Миронов — о зрителях, критиках, режиссерах и о том, почему с возрастом в его ролях стала проявляться агрессия
0
«Москвичи — народ эпатажный. Не понравится — шапками закидают»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

17 сентября Театр Наций откроет сезон премьерой Тимофея Кулябина «#СОНЕТЫШЕКСПИРА». С художественным руководителем театра, народным артистом России Евгением Мироновым встретился корреспондент «Известий».

— Говорить о грядущем — дело неблагодарное, тем более если речь идет о такой изменчивой материи, как театр. Поэтому вместо вопроса о будущем сезоне задам вопрос о минувшем. Мне, петербуржцу, запомнились майские гастроли Театра Наций. А что для вас есть петербургский зритель? Ощутима ли разница между ним и зрителем московским? 

— Конечно. Я всегда с осторожностью относился к петербургской публике. Не потому, что она высокомерна, как некоторые считают, но потому, что она взыскательна. Москвичи, например, народ эпатажный, залихватский; им не понравится — шапками закидают. В Петербурге не так.

Волноваться было из-за чего. Само пространство, где проходили гастроли, — Александринский театр. «Гамлет» Робера Лепажа, столь сложный в техническом плане, впервые оказался за пределами родной сцены. Это был не первый приезд Театра Наций в Петербург, но впервые мы представили репертуар в таком объеме: спектакли большой и малой формы; режиссеры — от недавних дебютантов до звезд мировой величины; авторы — от Еврипида до представителей современной документальной драмы. Я очень благодарен Валерию Фокину (художественный руководитель Александринского театра. — «Известия») за возможность таких гастролей. Я сыграл в пяти его спектаклях, и встреча с ним стала поворотной для меня. Я считаю его своим учителем, как и Олега Табакова. 

— В Петербурге мы увидели вас в двух спектаклях — в «Гамлете» и «Фрекен Жюли». Гамлета до спектакля Робера Лепажа вы уже играли у Питера Штайна. Жана из пьесы Стриндберга исследователи считают предтечей чеховского Лопахина — его вы играли у Эймунтаса Някрошюса. Вам важны эти связи, рифмы? Или каждую новую роль вы играете с чистого листа?

«Москвичи — народ эпатажный. Не понравится — шапками закидают»

— Что касается Жана, то для меня он никакого отношения к Лопахину не имеет. Да и важно нам было другое — не поиск связей в прошлом, а современная адаптация. Чулпан Хаматова, репетируя Жюли, искала аналогии с жительницами Рублевки, встречалась с ними, с дочерьми олигархов и их приближенных. По ее словам, это было очень интересно — понять, что за мир у них внутри. Не все из них несчастные, но мир некоторых пустынен, и это вылилось в спектакль. 

А что касается роли у Лепажа... Когда-то Фокин предложил мне: а давай сделаем с тобой «Гамлета», и я не поверил ушам. Ведь я жил с ощущением, что не доиграл Гамлета, созданного у Штайна. Мы играли тот спектакль всего 2,5 года: это был дорогой «сборный» проект. Так сложилось, что Фокин поставил «Гамлета» в Александринке с другим артистом (Дмитрием Лысенковым. — «Известия»). 

Возможно ли сыграть одну и ту же роль в разных спектаклях? Вопрос риторический. Потому что в каждом спектакле роль обрастает своими связями, вплетается в определенный контекст. С другой стороны, в постановке Лепажа, конечно, есть отголоски моего штайновского Гамлета. Я в каком-то смысле могу «вырвать» что-то из спектакля Штайна: это позволяет сама структура спектакля Лепажа — мозаичная. Неспроста ведь он называется «Гамлет / Коллаж». 

Меня волнует другое. Не в том вопрос, каким сыграть Гамлета: можно так, а можно этак. Я могу сыграть его пьяного, да какого угодно. Гамлета нельзя играть вообще. Он сущность. Он какая-то выжимка совести. Он сама обнаженность. И актер может сыграть его только в том случае, если будет говорить от себя. 

— В спектакле Лепажа вы играете все роли. И режиссер явно ставил перед вами задачу растворить свое я в персонажах, так, чтобы зритель терялся в догадках: а где же присутствует сам Миронов? Это противоречит более привычным для российского актера устремлениям — играть так, чтобы ощущалось личное высказывание, послание зрителям. 

— Вначале мне было нелегко с такой трактовкой. В моем (да и не только в моем, наверное) сознании Шекспир все-таки автор страстей. И я, репетируя, всё время ждал, где же нужно пустить «туш». А Лепаж меня всячески сбивал. Я  вспоминал, каков его театр — то, что я видел, — и понимал, что там действительно совершенно особый способ существования. Оно очень правдивое, почти документальное, а вместе с тем — это стихия перевоплощения, игры.

В этом спектакле мне очень нравятся, так сказать, послания Лепажа между строк. Считывая их, зритель понимает, что весь сценический мир, все персонажи, все видимое в этом «Гамлете» — оно как бы вышло из артиста. То есть я играю некого Актера, в памяти которого и происходит действие.

— Это ваш первый моноспектакль. Похоже ли это на съемки в кино, когда актерам приходится существовать в кадре, имитируя присутствие партнера?

— Работу у Лепажа даже не знаешь с чем сравнивать. Честно сказать, я никогда не существовал так подробно и спокойно, как в этом спектакле. Если разбирать действие по нашей школе, нужно уточнять обстоятельства, которые приводят персонажа к кульминации, взрыву, эмоциональному всплеску.

«Москвичи — народ эпатажный. Не понравится — шапками закидают»

Зритель знает, что эти моменты требуют и от него особого эмоционального подключения. А у Лепажа не так. У него все дело во внутреннем движении. Вот у меня, вернее, у моего Актера, монолог. Он общается сам с собой, говорит вслух — и минут через десять приходит к какой-то важной мысли. Я знаю, что ничего не надо форсировать, торопиться. Я могу просто очень спокойно говорить сам с собой. Не знаю, как зрителю, но мне очень интересно.

Да, я не вижу реакции партнеров, но я ведь могу их себе нафантазировать. Лепаж очень помогал визуализировать каждый персонаж. Это интересный способ игры — когда создаешь в голове образ и мысленно помещаешь его в пространство. Во время диалоговых сцен я очень хорошо представляю себе невидимых персонажей. На каждом спектакле мои реакции на них могут быть совершенно разными. Надеюсь, из-за этих невидимых партнеров я не попаду в Кащенко (смеется.)

— А куб — единственная декорация спектакля — в каком-то смысле стал вашим партнером?

— Думаю, да, поскольку он столь же значимый персонаж спектакля, как и Гамлет, Офелия, Полоний и все остальные. Ближе к премьере я понял, что с этой махиной у меня начинается настоящая битва. Такой зависимости от техники у меня не было никогда. В какой-то момент я должен был обуздать его — словно коня. И после этого я понял, что всё — мы уже партнеры.

 При обзоре ваших ролей в театре и кино очевидна эволюция: от персонажей мягких, простодушных, в каком-то смысле не от мира сего — к утрированно жестким, агрессивным, активно меняющим свою судьбу. В «Калигуле» или «Фрекен Жюли» вы играете изначально мягкого человека, стремящегося к власти...

— В жизни человеческой есть такие этапы, как взросление и старение. Человек был инфантильным, лучезарным, открытым, но потом он меняется: закрывается, а вернее, защищается. С возрастом, возможно, в моих ролях стала проявляться агрессия. Я не анализировал это. 

— А в жизни вы мягкий?

— Близкие неоднократно говорили, что мягкий, даже чересчур. Мне до сих пор непросто принимать какие-то решения. Возможно, поэтому мне в какой-то момент и захотелось заняться чем-то административным — для самодисциплины в том числе. И также то, что я сделал шаг в сторону ролей более жестких, наверное, не случайно. Вообще ничего не бывает просто так. 

«Москвичи — народ эпатажный. Не понравится — шапками закидают»

Мне интересно играть сочетание качеств, которые противоречат друг другу. В пьесе Камю Керея говорит про Калигулу: «Императору нельзя быть поэтом». Калигула ведь изначально натура поэтическая. И Керея же говорит: «Этот мальчик слишком любил литературу». Но однажды мальчик понял, что необходимо поменять свою жизнь, что кроме него это никто не сделает. 

Когда мы с Някрошюсом репетировали, мне хотелось другого финала. Разбирая роль, я думал, что Калигула может придти к себе прежнему, к своей изначальной природе. Но все-таки я согласился с Някрошюсом, что назад дороги нет. И Калигула понимает, что, встав на какой-то путь, его надо пройти до конца. 

— А как быть, если в персонаже как будто и не заложено противоречие? Князь Мышкин — «идеальный человек», недаром одним из его прообразов считается Христос. А имя Иудушки Головлева говорит само за себя.

— Мне очень помогли записи Иннокентия Михайловича Смоктуновского, игравшего Иудушку тоже во МХАТе. Он писал, что Порфирий Головлев — князь Мышкин наоборот. Вообще я очень горжусь творческими рифмами со Смоктуновским (ведь и Гамлет — тоже рифма). Но я в этой роли избегаю демонизма. Я играю не Иуду. Я играю Иудушку. Он по-своему истово верящий, очень искренний.

Он смотрит на мир столь же открытым взглядом, как и Мышкин. Он хочет добра. Хочет, чтобы хозяйство, которое ему досталось от матери, приумножалось. Иногда ко мне после спектакля подходят зрители и говорят, казалось бы, чудовищные вещи — как они теперь понимают Порфирия Головлева, как он, оказывается, прав. И я думаю: «Боже! Я перебрал с верой в своего героя!».

— В вашем новом герое Петре Уксусове — в фильме «Синдром Петрушки» — есть противоречия?

— Да, в нем сочетаются нечто божественное и, напротив... небожественное. Петр Уксусов человек ищущий, человек театра (он кукольник!), гений своего дела. У него Божий дар, но он балансирует на опасной грани. Тайной пронизан монолог, когда он говорит: «Кому вообще я принадлежу? Чья я вещь?». Петр разрывается между двумя измерениями — земным и идеальным.

— Вы уже снимались в фильме по произведению Дины Рубиной. Работа  над «Синдромом Петрушки» расширила ваше представление об этом авторе?

— Я люблю Дину Рубину уже много лет. Роман «Синдром Петрушки» прочитал достаточно давно, когда речь о съемках еще не шла, и подумал: как было бы хорошо его экранизировать. Идею принесла Елена Хазанова, молодой режиссер из Швейцарии. 

«Москвичи — народ эпатажный. Не понравится — шапками закидают»

В фильме «На Верхней Масловке» я сыграл неудачника, прикоснувшегося к искусству, здесь же мне предстояло стать чародеем театра. Пришлось вырабатывать в себе новые качества, умение жертвовать своим «я», скрывшись за марионеткой, высказываться через неживую материю. Прирожденные кукольники имеют таинственную связь с иным миром, и с помощью куклы они помогают публике наладить диалог с тем миром.

— К какому амплуа вы себя относите? И вообще, можно ли сегодня употреблять это понятие?

— Что такое амплуа? Это некие рамки. А с этим я всегда боролся. Если бы я, окончив Школу-студию МХАТ, держался своего амплуа, то заскучал бы очень быстро. А какое мне амплуа прикрепили-то? Как же это звучало? Помню, Олег Павлович Табаков сказал: «Женя, залезь на горшок — все обрыдаются». Я, наверное, и неврастеник, и лирический герой (что-то вроде инженю — только в мужском варианте). Да, есть во мне что-то просветленно-неврастеническое (улыбается). Есть, возможно, что-то от героя-любовника. Но я называю себя характерным артистом и очень люблю характерные роли.

В хорошем европейском кино актер словно и не становится другим человеком, не стремится удивить нас техникой перевоплощения. Когда отслеживаешь путь какого-нибудь европейского киноактера, начинает казаться, что человек переходит из картины в картину, просто приноравливаясь к разным обстоятельствам, и нам интересно наблюдать за ним как за индивидуальностью. Но мне, наоборот, очень важно создать характер, как бы родить другого человека. Поэтому мне интересно погружаться в большую литературу, особенно русскую, потому что в ней очень много можно почерпнуть о биографии и психологии героев. 

— Кого из персонажей «родить» было особенно тяжело?

— Сложнее всего мне дался Иван Карамазов, которого я играл у Валеры Фокина. Я перепахал роман, но не мог найти того, что бы дало мне ключ к образу. Внешность Карамазова не прописана. Я придумывал очки, приносил на репетиции брови, и так искал и сяк. Какое счастье, что Валера все наносное, чисто внешнее уничтожал. И вдруг мой взгляд упал на то, что у Ивана одно плечо выше другого. И когда я нашел эту дисгармонию, все встало на свои места. У меня выстроилась архитектура тела персонажа. 

Работа над Мышкиным, например, это совсем другая история. В этой роли поиск через внешние характеристики не годился. Все — из внутренних смыслов. Мышкина я искал через взгляд. Как он смотрит на мир, на людей? 

— Как вы относитесь к критике? Артисты любят говорить, что не читают критику, но вы ведь — артист-худрук.

— Да, и как худрук я вместе со всем театром радуюсь, если что-то получается, и рыдаю, если ничего не получается. Есть ряд критиков, которым я очень доверяю. Я могу не соглашаться, но в любом случае с уважением к ним отношусь. Если бы я говорил, что мне безразлично, что о нас пишут, лучше бы мне уйти с поста. Театр — это кафедра, мы в любом случае что-то говорим публике, делимся с ней опытом. А критики помогают нам разобраться в нашем высказывании.

Комментарии
Прямой эфир