СК РФ требует включить «Юлмарт» в черный список господрядчиков
Как выяснили «Известия», Следственный комитет (СК) России требует включить одного из крупнейших розничных продавцов техники — «Юлмарт» — в госреестр недобросовестных поставщиков. В начале года СК разорвал договор с интернет-ритейлером и не выплатил «Юлмарту» 3,5 млн рублей по контракту на поставку уничтожителей бумаги (шредеры). Заказчика не устроил размер фрагментов, на которые шредер нарезает бумагу, — слишком крупные фрагменты оставались после уничтожения документов, что могло привести к утечке информации из ведомства. Федеральная антимонопольная служба, принимающая решение о включении компании в черный список поставщиков, вносить в него «Юлмарт» отказалась. Сейчас по этому поводу проходят суды: во вторник столичный арбитраж также отказался вносить «Юлмарт» в неблагонадежных исполнителей госконтрактов.
Договор между СК РФ и ЗАО «Юлмарт» был заключен в ноябре 2013 года. Компания выиграла открытый аукцион, предложив самую низкую цену контракта — 3,5 млн рублей (стартовая — 5 млн рублей). В течение декабря, по условиям договора, ритейлер должен был поставить заказчику 150 факсов и 300 шредеров. Победитель аукциона снабдил СК обещанным товаром почти сразу: через два дня после заключения соглашения товар поступил в СК. Но выяснилось, что техника не соответствует требованиям контракта.
После поставки оборудования выяснилось, что в инструкциях к уничтожителям бумаги одна из характеристик — размер фрагмента резки — отличалась от заявленной, сообщили «Известиям» в пресс-службе «Юлмарта». В документах госзакупки говорилось о том, что шредер должен нарезать бумагу на кусочки размером 3,9 мм х 38 мм. В Следственном комитете подтвердили, что шредеры недостаточно мелко нарезали бумагу.
— «Юлмартом» был предложен вариант замены поставленных уничтожителей бумаги на эквивалентные модели. Ни один из них не был принят заказчиком. В итоге техника была возвращена, а «Юлмарт» возместил потраченные средства. Процедура возврата также осуществлялась силами и за счет «Юлмарта», — сообщили в «Юлмарте».
Контракт рыл разорван 9 января 2014 года: СК воспользовался своим правом расторгнуть контракт в одностороннем порядке, однако свое решение на портале госзакупок опубликовал только 21 января. С просьбой включить ритейлера в черный список поставщиков СК обратился в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) — антимонопольщики принимают решения о занесении компаний в этот реестр (всего в нем сейчас более 40 тыс. компаний). Но ФАС отказала следователям, сославшись на то, что решение расторгнуть контракт СК опубликовал с задержкой. По закону госзаказчики должны обнародовать свое решение на следующий день после его принятия.
Оспорить этот отказ СК попытался в Арбитражном суде Москвы, однако суд на этой неделе встал на сторону ФАС. Параллельно следователи пытаются взыскать с «Юлмарта» неустойку в размере 58,5 тыс. рублей, сообщили «Известиям» в московском арбитраже.
В Следственном комитете РФ подчернули, что установленных процедур не нарушали.
— В действительности соответствующее уведомление было передано Следственным комитетом для отправки 10 января, а 17 января — поступило в почтовое отделение. В настоящее время СК России обжалует решение Арбитражного суда г. Москвы, который постановил, что решение ФАС не включать ЗАО «Юлмарт» в реестр недобросовестных поставщиков правомерно, — указали в пресс-службе ведомства. — На данный момент госконтракт на поставку уничтожителей бумаги с другой фирмой не заключен.
Попадание в список недобросовестных поставщиков, который ведет ФАС, для «Юлмарта» может означать полный запрет участия в госзаказах, говорит исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) Георгий Сухадольский.
— Формально госзаказчик, конечно, имеет право заключить договор с попавшей в реестр компанией, но только если в документации не устанавливалось требование об отсутствии в реестре информации об участнике закупки, его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа и т.д. — утверждает Суходольский. — На практике же в подавляющем большинстве случаев госзаказчики отказывают фигурантам этого реестра в сотрудничестве.
Для «Юлмарта» вопрос участия в госзаказах принципиальный: только в прошлом году интернет-ритейлер выполнил более 400 заказов для госучреждений, в среднем на сумму порядка 100–300 тыс. рублей. Прокуратуру Санкт-Петербурга компания обеспечила телевизорами и кофе-машинами, прокуратуру Московской области — компьютерами и оргтехникой, Федеральную службу исполнения наказаний — компьютерами (12,5 млн рублей), а управление Федерального казначейства по Ленинградской области — рабочими станциями. Среди заказчиков «Юлмарта» также налоговая служба Северной столицы, Ростовский государственный медицинский университет (холодильники на 2 млн рублей), Главный военный госпиталь внутренних войск МВД, Государственная академия народного хозяйства и госслужбы при президенте, театр «Уголок дедушки Дурова» и др. По данным базы СПАРК, в 2011 году «Юлмарт» получил гостендеров на 60 млн рублей, в 2012-м — на 128 млн рублей, в 2013-м — на 241 млн рублей.
Потеря госконтрактов довольно сильно ударит по «Юлмарту», продолжает Суходольский. Однако у компании будет выход — создать неаффилированную «дочку», у которой не будет формальных связей с «Юлмартом». Предлагаемые СК санкции в отношении ритейлера собеседник считает избыточными. По его словам, при обсуждении нового законодательства о госзакупках НАИЗ предлагал не вносить поставщиков с позитивной историей в реестр, а отлучать от участия в аукционах лишь на время. Эту норму законодатели не приняли.
Неурядицы с СК не навредят прямым продажам для потребителей, считает председатель Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. «Юлмарт» занимает крепкое положение на рынке интернет-торговли, говорит он. По данным ряда рейтингов, у ритейлера на рынке лидирующие позиции. По информации самого «Юлмарта», в минувшем году выручка компании перевалила за $1 млрд. Чистая прибыль, впрочем, не разглашается, зато планируется IPO в Лондоне в 2015 году. ЗАО «Юлмарт» основано в 2008 году на обломках другого интернет-ритейлера Ultra Electronics, который в течение семи лет успешно продавала технику по электронным каталогам (выручка компании в 2007 году составила около $800 млн). Дмитрий Костыгин и Август Мейер владеют 60% акций компании.