Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Мир
В Великобритании указали на неспособность поддержки Запада помочь Украине
Мир
В МИДе указали на готовность РФ помочь Африке в цифровизации
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
В Госдуме подготовили поправки об увеличении наказания за диверсии до 35 лет тюрьмы
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутат рады сообщил об увеличении на 15 тыс. числа пограничников на Украине
Мир
В ЕК указали на продолжение применения директивы по защите украинских беженцев
Общество
Пожар на железнодорожной цистерне под Симферополем ликвидирован
Происшествия
Уровень воды в Ишиме в тюменском селе Абатское достиг 980 см
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Демотивация стрелочника

Журналист Александр Бирман — о том, виновата ли в техногенных катастрофах «экономическая идеология»
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Когда происходят трагедии, подобные той, что во вторник утром случилась в московском метро,  многочисленные комментаторы непременно выносят вердикт: «Обвинят стрелочника». При этом каждый автор/ретранслятор этих суждений, конечно же, знает наверняка, что виновны те, кто гораздо выше. 

Так, известинский колумнист Илья Смирнов считает, что главная причина столичных транспортных бед — «дэффективные менеджеры», зацикленные на формальных критериях эффективности. Дескать, они, дилетанты, навязывают правила игры профессионалам, вынуждают их думать не о выполнении своей главной задачи, а о деньгах, что в результате и приводит к таким печальным последствиям. 

При этом сам Смирнов, видя эту задачу в «своевременной и безопасной перевозке людей и грузов», не считает нужным указать, каким образом, по его мнению, транспортные «синие воротнички» должны вознаграждаться за обозначенные «своевременность» и «безопасность». Что уже само по себе создает весьма непростую коллизию. 

Ведь если финансовая мотивация напрочь отвергается как глубоко ущербная, то почему, в таком случае, машинисты и прочий метрополитеновский рабочий люд попали в зависимость от злополучных менеджеров? Ездили бы себе, как и прежде, не обращая внимание на штрафы и премии. Либо — как в «раньшие времена» — довольствовались вымпелами и значками. 

Если же деньги все-таки играют роль, и немалую, то как обезопасить настоящих передовиков от недобросовестного «судейства»? Как избежать ситуации, при которой машинист, который провел состав быстро и не создав ни единой аварийной ситуации, заработал столько же, а то и меньше, чем халтурщик, приходящийся кумом, сватом, братом большому начальнику? 

Не думаю, что автор обсуждаемой колонки  и его многочисленные «безлошадные» читатели сильно обрадуются, когда, купив подорожавший билет в метро, столкнутся со значительно ухудшившимся уровнем обслуживания. Не говоря уже о превращении в дурную традицию инцидентов, аналогичных вторничному. 

Между тем отказ от какой бы то ни было формализации при оценке эффективности значительно повышает шансы именно такого исхода. 

Равно, впрочем, как и призывы к немедленным кадровым жертвоприношениям. Руководители любого ранга обязаны отвечать за ошибки подчиненных, особенно если они приводят к человеческим жертвам. Но для начала хорошо бы выяснить, что это за ошибки. Ведь не проклинаемые публицистами и блогерами транспортные начальники вели тот злополучный поезд, сидели в диспетчерской, ремонтировали пути и т.п. 

Строитель московского метро, сталинский нарком путей сообщения Лазарь Каганович говорил, что у любой аварии есть фамилия, имя и отчество. Наверное, лишь единицы из тех, кто сейчас алчет чиновничьей крови, искренне хотели бы возвращения «мотивации» времен Кагановича и его патрона — самого эффективного менеджера всех времен и народов. Но сталинских «людей-винтиков» они довольно плодотворно воскрешают. Точнее — превращают в оных нынешних «синих воротничков», от которых по идее непосредственно зависит безопасная и бесперебойная работа общественного транспорта. А получается, что вовсе нет. Их навыки и квалификация ровным счетом ничего не значат. 

Поезда сходят с рельс и гибнут люди исключительно из-за «экономической идеологии» и ее приверженцев-управленцев. 

Нашли «стрелочника»?

Комментарии
Прямой эфир