Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Дух противоречия

Философ и писатель Андрей Ашкеров — о роли покойной диссидентки в истории русской свободы
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Смерть Новодворской явилась фактом не столько общественной жизни (на которую в последние годы покойница влияла всё меньше), сколько коллективного политического бессознательного.

И коллективное бессознательное отреагировало на уход революционерки со звериной серьезностью.

Любящие шутить по любому поводу интернет-злословцы на этот раз натянули на себя маски серьезности: такое не вышучивают. Чтобы разбавить общее ощущение серьезности момента мне даже пришлось написать о том, что Новодворская не умерла, а просто скинула жабью шкурку, чтобы предстать, наконец-то принцессой в каком-нибудь «более лучшем», чем наш, мире.

Однако и это не избавило от общей угрюмости тона комментаторов, часть которых оплакивала почившую в бозе публицистку как страстотерпицу свободы для, а другие — порицали ее за пронесенную через всю жизнь как знамя ненависть к русскому народу.

Не покидало ощущение того, что — заслуженно или нет — Божий суд покойнице заменили на суд людской молвы. Ситуацию спас только президент Путин, отправивший соболезнования родным и близким своей страстной оппонентки. Это была хорошая шутка со стороны человека, который отлично знает, что значит смеяться последним.

Однако угрюмый рефрен не прекратил звучать и после этого. Собственно звучала, по сути, одна фраза, достойная пикейных жилетов из старосветского советского прошлого: раз уж, мол, Новодворская не дожила до свободы, то и нам не дожить. Трудно не заметить в этом эхо лагерной присказки: «Век свободы не видать». Наверное, такая реакция как нельзя лучше могла бы соответствовать ожиданиям покойной. Ее представления о российском государстве как «тюрьме народов» стали не просто мыслительным конструктом, заменившим реальность, но моделью, по которой осуществляли сборку новой России как сторонники Валерии Ильиничны, так и ее оппоненты.

Не имея должности секретаря по идеологии и ненавидя на словах работников идеологического фронта, Новодворская стала, таким образом, партруком над партруками.

Однако скорбевшие по поводу ее кончины в качестве живого символа свободы явно ошиблись. Написанные по канону школьного сочинения публицистические тексты Новодворской обозначили закат освободительной идеологии: оказалось, что между призывами сбросить оковы и постоянным стремлением разглядеть их в любом общественном институте не существует принципиальной разницы. Старик Руссо стал основоположником этой идеологии, написав о человеке, который рожден свободным, но оказался в оковах.

Однако впоследствии идеологи освобождения стали искать оковы уже в самом человеке. В новейшей антропологии из внешних препятствий оковы превратились во внутренние опоры, стали человеческим каркасом, скелетом, костью. А кость, как нам известно от Гегеля, связана с духом. Оковы, ставшие опорой, обратились в кость, заменившую дух. Человек оказался не просто рожденным в оковах, он оказался их детищем.

Крушение советской идеологии не в последнюю очередь было вызвано именно этим: человека признали не способным к освобождению. Вот и Новодворская утверждала, что представители далеко не каждого народа заслуживают свободы. Остальные, выражаясь в стиле покойной, заслуживают места у параши.

В конечном счете оказалось, что человека уже невозможно представить без оков, а значит, без попечения освободителей, которые по совместительству играют для него роль воспитателей и учителей. Понятное дело, что при этом учителя и воспитатели опознаются как символы просвещения и свободы, а не подавления и контроля. Идеологи освобождения меньше всего предпочитали замечать отсутствие непреодолимой границы между педагогами, рядовыми сеятелями разумного, доброго, вечного, и фюрерами нации, учительствующими в провиденциальном масштабе.

По своему образованию Новодворская была педагогом, преподавателем иностранных языков. Пару лет в 1970-е она даже успела поработать воспитателем в детском санатории. Меньше всего это похоже на случайное обстоятельство. Педагогика, превращенная в политику, становится разрешенной версией социал-дарвинизма: найди лучших, отбракуй худших. Тот эксперимент, который оказывается недопустимым в малых группах, оказывается нормой жизни в больших сообществах. В роли тех, кого нужно было подвергнуть выбраковке, для Новодворской неизменно оказывались русские.

Ей принадлежит поистине достойное психоанализа признание в том, что права человека — привилегия, что они не для всех и уж точно — не для русского народа. (Интересно, что подобные взгляды прекрасно монтировались с православием, поскольку Валерия была дамой воцерковленной.)

Однако, действуя как педагог на политической авансцене, Новодворская не просто осуществляла социал-дарвинистский эксперимент. Ее задачей было создать и заставить вызубрить некий безупречный язык, в системе которого тюрьмой представала бы не только родина с ее привычными просторами, но и любая прижившаяся на этих просторах душа. (Предполагали ли Сепир с Уорфом, что их гипотеза может породить такие отдаленные политические последствия?) Изнутри создаваемого Новодворской языка всё извращается до неузнаваемости: родные места кажутся гиблыми, враги (Власов, Бандера, Басаев) становятся друзьями, проклятие принимается за благословение, а порча — за благодать. Не знаю, обязательно ли, следуя предсказанию Уинстона Черчилля, «фашисты будущего будут называть себя антифашистами», однако, как показывает пример покойной, борцы с идеологией неизбежно становятся худшими из идеологов.

Живи Валерия Ильинична в тепличных условиях Европы и имей талант побольше, она наверняка стала бы писательницей-экзистенциалисткой: обитала бы в поместье с видом на кладбище, защищала права пресмыкающихся, являлась почетным членом профсоюза работающих лесбиянок Эстонии. Однако, родившись в России, она была обречена на куда более богатую биографию, включающую тюрьмы, психиатрические лечебницы и всеобщее признание.

Единственной, на мой взгляд, выдающейся чертой обладательницы этой биографии было то обстоятельство, что при всей комичности портретного образа Валерии Ильиничны она была серьезна в каждом слове. В традициях русской литературной сатиры Новодворская шутила сама и позволяла над собой смеяться только с собственного разрешения.

В эпоху смерти анекдота она оставалась чуть ли не единственным ходячим анекдотом. При этом после собственной смерти она, как по неслышному приказу, заставила серьезно отнестись к себе всех.

Это важный симптом, который сообщает нам даже больше о самих себе, чем о Новодворской. Она и была не отдельным персонажем, а частью нас самих. Ее образ комической старухи, всю жизнь играющей героиню, свидетельствует не только о поломке социальных лифтов, позволяющим актерам соответствовать действующим лицам. Этот образ скрывает дух противоречия, который был материализован в покойной. Он поистине является духом эпохи: нет того черного, на которое мы не могли бы сказать белое, и нет той горькой истины, которую мы не были бы в состоянии конвертировать по умеренному курсу в сладкую ложь. Но помимо прочего дух противоречия — условие слабости и бездействия, прокристинация — единственное, чем он может нас одарить.

Поэтому неправы те, кто считает Новодворскую новым Лениным, Ленин-то был гений действия. Однако, подобно Ленину, бездетная Новодворская имела много детей. Честно было бы сказать, что мы все — ее дети, а значит, соболезнования президента Путина имело несметное число адресатов. 

Комментарии
Прямой эфир