Израиль провел первую наземную операцию в Газе
С начала обострения обстановки в Израиле из сектора Газа было выпущено уже более 800 ракет. С израильской стороны — более 360 ракет. Число жертв с палестинской стороны днем 13 июля достигло, по данным минздрава Газы, 166 человек убитыми и более тысячи ранеными. В Израиле тяжело ранены около 20 человек.
Следующим шагом стало решение Тель-Авива ввести в Газу наземные войска.
Как заявил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху 13 июля, «мы не знаем, сколько продлится нынешняя операция, возможно — долго».
Израильские самолеты разбросали на Газой листовки, призывая мирных жителей покинуть дома. Порядка 4 тыс. человек, по данным наблюдателей ООН, подчинились. Также объявлена эвакуация палестинцев с иностранными паспортами. Таковых оказалось 800 человек, в том числе граждан Австралии, Британии, США.
13 июля израильский спецназ провел операцию на севере Газы, уничтожив ракетные установки. В результате были легко ранены четверо военнослужащих.
— Главные части наземных войск пока медлят входить в Газу, потому что мы хотим, чтобы оттуда вышли все мирные жители во избежание лишних жертв. Однако ХАМАС запрещает им покидать Газу, по сути, создав живой щит, — рассказал израильский политолог Алекс Сельский.
По словам эксперта, ввод наземных войск — не лучший вариант для Израиля, потому что чреват жертвами среди солдат ЦАХАЛ.
— Однако нам приходится идти на этот шаг, потому что мы не хотим жертв среди мирного населения, неизбежных при воздушных обстрелах, — сказал Сельский. — Кроме того, ХАМАС прячет склады с ракетами под школами, больницами, зная, что израильские ракетчики не будут по ним стрелять. Ввод наземных войск позволит провести точечные операции, проникнуть в подземные хранилища, не нанеся вреда мирным жителям.
Во время предыдущей восьмидневной войны между Израилем и ХАМАС в ноябре 2012 года войска уже были стянуты к Газе и намеревались войти туда, однако в последний момент правительство отменило операцию.
— В результате мы имеем нынешнюю ситуацию, еще более напряженную, чем тогда, — говорит Сельский.
Группы «палестинского сопротивления» заявляют, что продолжат выпускать по Израилю ракеты, в том числе и собственного производства.
В Израиле «красный уровень» воздушной тревоги объявляется периодически во всех городах, вплоть до расположенной на севере Хайфы. МВД даже распорядилось отменить концерт прославленного рокера Нейла Янга, чтобы из Газы не смогли ударить ракетами по большому скоплению народа.
— В прежние годы ХАМАС стрелял в основном по югу Израиля, но теперь у них, видимо, появились более дальнобойные ракеты, — говорит Гила Максима, жительница Ор Акива на севере. — Вот, минувшей ночью пришлось выбегать из квартиры, когда завыла сирена. В мирное время у нас довольно много тех, кто выступает за примирение с палестинцами, однако сейчас в отношении сектора Газы только и слышишь, что «отключить им свет» и «скинуть их в море».
Сектор Газа получает из Израиля значительную часть энергии, воды, а также даже сейчас продолжаются поставки туда гуманитарной помощи. По данным агентства ООН по палестинским беженцам (UNRWA), Керем Шалом, один из переходов в Газу из Израиля, был открыт 12 июля на один час, чтобы пропустить в сектор пять грузовиков с медикаментами. Что касается электроэнергии, то 120 МВт ее дает Израиль, 28 МВт — Египет, еще 60 МВт — единственная электростанция в Газе, работающая на дизельном топливе. Однако последняя может вскоре остановиться из-за нехватки топлива, поставляемого туда Катаром. При этом совокупная мощность покрывает лишь 46% требуемого Газе объема энергии.
Ситуация с водой также оставляет желать лучшего, ее не хватает, с трудом и не везде работают очистные сооружения, в том числе и из-за нехватки электричества.
Между тем в мире прошли акции в поддержку сектора Газа. 11 июля несколько сотен человек собрались в Лондоне перед израильским посольством, требуя от Тель-Авива остановить боевые действия. К протестующим присоединилась и невестка бывшего премьера Великобритании Тони Блэра. Также более 3 тыс. человек собралось по аналогичному поводу в австралийском Сиднее, по нескольку сотен — в Джакарте, Гонконге, Нью-Дели.