Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд арестовал второго фигуранта по делу о подрыве автомобиля экс-сотрудника СБУ
Экономика
Москва пообещала зеркальные меры в случае конфискации российских активов
Мир
Нидерланды выделят еще более €200 млн на ПВО и боеприпасы для Украины
Мир
Ереван и Баку при делимитации решили основываться на Алма-Атинской декларации
Мир
Четыре армянских села перешли под контроль Азербайджана
Мир
МИД пригрозил Сеулу ответом на попытки отменить русскую культуру
Происшествия
В центре дагестанского Дербента произошла перестрелка
Спорт
Боец Никулин назвал Сурова более «голодным» перед турниром, чем Скобенко
Мир
Украина получит более €175 млн от Британии на укрепление энергосектора
Мир
В США начали шутить над конгрессвумен Грин за попытки заблокировать помощь Киеву
Мир
Президент Чехии заявил об исчерпании ресурсов у Европы для поддержки Украины
Общество
Открытие ММКФ началось с минуты молчания в память о жертвах теракта в «Крокусе»
Общество
Массив воды придет из Курганской области в Тюменскую в течение нескольких дней
Общество
В Петербурге перенесли запуск фонтанов на 27 апреля из-за снегопада
Мир
Премьер Финляндии и глава ЕК не стали общаться с русскоязычными жителями страны
Общество
Бузова заявила, что ее не испугал шторм в день открытия ММКФ

Крымские «лисапеды»

Журналист Александр Бирман — о том, что делать с активами украинских олигархов
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Персонаж популярного советского мультсериала объясняет изъяны своего характера тем, что у него «лисапеда не было». Марксисты скажут, что наличие собственности («лисапеда») как раз портит характер. И чем дороже этот «лисапед», тем сильнее «портится» его владелец. Правда, опыт российских последователей автора «Капитала» показывает, что принудительное изъятие «лисапедов» ничуть не делает их хозяев добрее. Совсем наоборот.

Лучшего катализатора гражданской войны, чем экспроприация и национализация придумать сложно. Так было в 20-х годах XX века, так происходит и в 10-х годах XXI. Борьба за активы, принадлежащие бизнесменам, близким к Виктору Януковичу, если не спровоцировала нынешний конфликт на Украине, то, безусловно, является тем маслом, которое еще больше разжигает огонь этого братоубийственного противостояния.

Соответственно, любые шаги, раскручивающие маховик передела собственности, способствуют дальнейшему обострению ситуации. А цивилизованное урегулирование политико-корпоративных конфликтов может помочь мирному процессу в целом.

Например, национализаторские планы самопровозглашенных республик Донбасса, равно как и призывы Днепропетровского губернатора Игоря Коломойского «провести конфискацию имущества, заводов, акций сторонников сепаратизма» играют, если угодно, на войну. А вот заявление главы российского МИДа Сергея Лаврова о готовности рассматривать имеющиеся в Крыму «экономические интересы [...] граждан и организаций Украины» — шаг в совершенно ином направлении. Ведь разрешение коллизии вокруг крымских активов, находящихся под контролем украинских олигархов, неизбежно отразится на их отношении к России. А следовательно, на готовности этих весьма влиятельных представителей украинского истеблишмента содействовать сближению между Москвой и Киевом.

Чуть более двух недель назад гендиректор Group DF (управляет активами Дмитрия Фирташа) Борис Краснянский сетовал на юрисдикционный вакуум, в котором оказался входящий в эту группу «Крымский титан». По утверждению Краснянского, собственник даже не может выплатить зарплату, поскольку предприятие зарегистрировано в Киеве и, с формальной точки зрения, работники должны получить гривны, тогда как Крым уже перешел на рубли.

Можно, конечно, назвать это крокодильими слезами олигархов и закрыть на них глаза, но в том же интервью главный управляющий Фирташа утверждает: «При всей поддержке Запада, если ситуация с Россией не разрешится позитивно, Украина останется очень рисковым объектом для инвестиций. Любой украинский бизнес».

Опять же не усмотреть здесь своеобразной оферты, приглашения к торгу (баш на баш) невозможно. Но чем больше поводов для торга, тем меньше поводов для войны. А ведь Фирташ — далеко не единственный украинский бизнесмен, чьи крымские активы оказались в подвешенном состоянии. Это и сам Петр Порошенко с Севастопольским морским заводом, и Ринат Ахметов, чей «Укртелеком» до недавнего времени обеспечивал фиксированную телефонную связь на полуострове. И не случайно заявление Лаврова было сделано в среду на пресс-конференции по итогам его переговоров с итальянским министром иностранных дел Федерикой Могерини. А до этого, во вторник, глава дипведомства Италии встречалась с Порошенко. И, наверное, в Москву она прибыла с набором отнюдь не только широко известных киевских «хотелок».

Конечно, в моменте, перераспределение крымской собственности в пользу российских компаний выглядит привлекательнее. Отечественный бизнес таким образом получит компенсацию издержек, связанных с санкциями, а новоиспеченный субъект федерации — дополнительные доходы в свой далеко не гигантский бюджет. Не исключено, что отчасти поэтому Госсовет Республики Крым как раз в среду принял закон, разрешающий местным властям принудительный выкуп собственности граждан и юридических лиц.

Но тактический выигрыш нередко оборачивается стратегическим проигрышем. И дело даже не в угрозе новых экономических демаршей Киева в адрес Крыма или многомиллиардных исках в международные суды. Намного опаснее, что небрежное обращение с чужим, пусть и «вражеским», имуществом, как в силу упомянутых выше причин, так и в силу иллюзии вседозволенности, возникающей у тех, кто позволяет себе эти «шалости», увеличивает уровень хаоса. А это, в свою очередь, девальвирует геополитические победы ничуть не меньше, чем махновская вольница и/или никак не подобающий антифашистам национализм иных полевых командиров Донбасса.

Так что гораздо лучше обойтись с «лисапедами», оставшимися в Крыму, да и в Донецке с Луганском, цивилизованно. Это не жест доброй воли, а инвестиции — в имидж и в новых союзников, которые приносят намного более стабильный доход, чем территориальные приобретения и банальные захваты активов.

Комментарии
Прямой эфир