Сотрудники ООН покидают Ливию
В связи с ухудшением ситуации в стране ООН 9 июля эвакуировала часть своих сотрудников из Ливии. Как сообщил пресс-секретарь генсека ООН Стефан Дюжаррик, миссия ООН по поддержке в Ливии временно сокращает численность персонала в связи с ухудшением условий безопасности в стране. По некоторым данным, около 60% ее сотрудников были эвакуированы в Италию.
Решение было принято в связи с беспокойством за безопасность сотрудников, сказал Дюжаррик, добавив, что «это временная мера и она будет пересмотрена, как только ситуация в стране улучшится».
— В Ливии полиция и армия очень слабые, а повстанческие группировки, образовавшиеся после революции в 2011 году, достаточно сильны. За последние 2 года нападению подвергались посольства США, Франции и России. А в результате нападения на американское посольство погибли посол и трое сотрудников дипмиссии. Опасения ООН оправданны, и эвакуация сотрудников — способ обезопасить людей, — отметила эксперт по Ливии из Human Rights Watch Ханна Сала.
Новая волна протестов началась после похищения 7 июля в центре Триполи известного суфийского имама и проповедника Тарека Аббаса. Камеры наблюдения зафиксировали, как несколько человек затаскивают имама в автомобиль.
Протестующие обвинили в похищении так называемые вооруженные отряды Митига — одну из многочисленных исламистских вооруженных группировок, контролирующую базу ВВС и международный аэропорт Митига в Триполи.
События последнего года в Ливии отчетливо показывают, что разрешение нынешнего кризиса невозможно без внешнего вмешательства. Политическая и военная поляризация растет, особенно с началом операции под названием «Достоинство Ливии», проводимой генерал-майором ливийской национальной армии Халифом Хафтаром против радикальных исламистов. Начавшаяся 16 мая атака направлена на борьбу с незаконными вооруженными формированиями и очищение страны от боевиков. Наступление началось без одобрения центрального ливийского правительства, которое выдвинуло войска, чтобы остановить Хафтара. В результате нынешнее противостояние правительственных сил и армии генерал-майора стало самым масштабным после свержения режима Каддафи.
— Ливийский народ совершил революцию против режима Муамара Каддафи ради свободы и достоинства, безопасности и стабильности. Парламентарии Всеобщего национального конгресса не справляются со своими обязанностями, из-за чего Ливия превратилась в место, где властвуют страх, смерть и запугивание, — заявил Хафтар.
Между тем страна охвачена междоусобицами, ряд районов Ливии контролируют исламские радикалы, которые не подчиняются центральным властям.
— В Ливии сейчас хаос, а государственные структуры существуют номинально, и если имеют какое-то влияние, то только в крупных городах страны. Вся остальная территория поделена на зоны влияния между различными племенами, их около сотни, — говорит эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко. — Происходящее в Ливии — следствие проблем с обеспечением безопасности, страна постепенно погружается в хаос.
Существует опасность, что государство может окончательно разделиться на три части по границам исторических областей: Киренаика — на востоке, Триполитания — на западе и Феццан — на юге страны.
— Ливийское правительство находится в сложной ситуации: Киренаика объявила об автономии, Феццан также провозгласила самостоятельность. Правительственные силы не способны навести порядок в стране, разоружить ополченцев и взять под контроль области. Всеобщий национальный конгресс, который с 2012 года является законодательным органом, тоже не может ничего сделать, — считает директор центра «Российско-арабский диалог» Института востоковедения РАН, чрезвычайный и полномочный посол России в Ливии в 1992–1996 годах Алексей Подцероб.
Лидер исламистской группировки «Ансар аль-Шариа» недавно обвинил США в поддержке армии генерала Хафтара, добавив, что исламисты способны ударить по интересам Соединенных Штатов.
Тем не менее Ливия остается под резолюцией Совбеза ООН № 1973, принятой в 2011 году, которая и позволила начать военную интервенцию в стране и свергнуть режим Каддафи. Она обеспечивает правовую основу для введения бесполетной зоны, благодаря чему авиация НАТО наносила ракетно-бомбовые удары по ливийским населенным пунктам.