Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Витая в «облаках»

Плюсы и минусы старой новой технологии
0
Витая в «облаках»
Фото: shutterstock.com
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

По оценке портала Tadviser, пока российский рынок облачных услуг очень мал и может претендовать в лучшем случае на 10% от рынка ИТ-услуг в России. В то же время рынок облачных услуг демонстрирует завидные перспективы, увеличиваясь в объеме в рекордные 1,5 раза каждый год. А что же дальше?

Далекому от технических нюансов человеку с ходу непросто понять, что же именно представляет собой «облако» (cloud computing), как именно работают облачные технологии и какую пользу они способны принести ему лично и его компании. «Фактически «облако» — это маркетинговое понятие, за которым скрываются разные формы организации ИТ-инфраструктуры и доступа к ней, — объясняет Сергей Крутиков, специалист по маркетингу российской компании ITF (Intelligent Technologies of the Future). — На языке пользователя «облако» — это особая форма хранения данных в Сети. Ваши сервисы, документы, таблицы размещаются не на одном сервере в информационном центре, а на нескольких разных — так что нельзя сказать, где именно в конкретный момент времени находятся данные».

Дитя маркетинга

При использовании облачных технологий нет необходимости в хранении информации или установке программного обеспечения (ПО) на компьютер пользователя. Вместо этого вы открываете браузер, заходите на определенную страницу в интернете и открываете нужные приложения или работаете со своими документами. Постоянное резервное копирование важных данных обеспечивает надежную защиту, если вдруг ваш рабочий компьютер придет в негодность или его вдруг украдут. Кроме того, многие разработчики обеспечивают шифрование данных, защищая их в «облаке» от виртуальных атак.

Также «облака» могут объединить специалистов из разных офисов, расположенных за тысячи километров друг от друга. Сотрудники могут совместно работать над документами или одной и той же базой «1С», и для этого не потребуется специального программного обеспечения. Это преимущество особенно актуально для ИТ-компаний, консалтинга, среднего и крупного бизнеса.

Довольно часто облачные услуги сравнивают с любым другим видом аренды: только в этом случае предмет сделки не квартира и не автомобиль, а вычислительные мощности. А это уже выгодно малому бизнесу, у которого может просто не быть средств на закупку собственного оборудования и зарплату штатным айтишникам.

Термин «облако» получил распространение совсем недавно — на рубеже 2008–2009 годов. Но можно ли считать облачные технологии, о которых все больше говорят с каждым годом, какой-то невероятной инновацией?

Хорошо забытое старое?

Оказывается, облачные технологии и облачные вычисления использовались и десять, и двадцать лет назад. «Проповедниками» облачной религии стали Вивек Кундра, с 2009 по 2011 год главный ИТ-специалист госслужбы США, и всем известный Стив Джобс. «Развитие интернета, мобильной связи, рост числа крупных компьютерных центров — все это подтолкнуло маркетинг в ИТ запустить тему облачных вычислений и начать строить продажи и бизнес ИТ-компаний вокруг этого понятия», — рассказывает Дмитрий Васильев, партнер компании AT Consulting, директор блока «Электронное правительство».

Любая компания, у которой есть хотя бы один сервер, может предоставлять свои сервисы пользователям по Сети все последние 30 лет. Самый простой и всем знакомый пример облачных технологий — e-mail, или «мыло», электронная почта с полюбившегося вам сайта. Но раньше никто не относил ее к «облачным» технологиям.

В самом деле, кому бы понравилась одна только мысль хранить личные вещи в общей куче, отдать на хранение кому-то любовные письма, фотографии и документы, позволить кому-то все это держать у себя, иметь возможность управлять этими данными? «Во многом благодаря гению и харизме Стива Джобса миллиарды людей пошли на это, и им это нравится, — считает Дмитрий Васильев. — Облачные технологии позволяют держать нужную информацию под рукой. Красиво, удобно, есть у соседа, в общем — модно». Стив Джобс — это «Коко Шанель ИТ-индустрии»: аналогия полная, если учитывать, что многие наряды Шанель в эпоху до нее считались неприличными и порядочная девушка не могла позволить себе выйти в них в свет, заключает эксперт. В таком случае «облако» — это маленькое черное платье, которое обязана иметь каждая модница.

У облачных технологий есть и свои последовательные антагонисты. С жестокой критикой на них обрушился один из основателей Apple Стив Возник, заявивший в 2012 году, что размещение информации в «облаке» угрожает самому понятию интеллектуальной собственности и последствия могут быть «просто ужасными» уже в ближайшие пять лет. Критики Возника уверены, что резервирование данных клиентами и их шифрование компаниями-поставщиками облачных услуг сводят эту опасность к нулю, но параноидальные настроения имеют место быть.

Облачный атлас

Облачные технологии насчитывают массу всевозможных форматов. Некоторые решают определенные бизнес-задачи (MS Office в «облаке», 1C в «облаке»), другие формируют инфраструктуру для решения задачи: например, «облако» Google, которое мы не видим, но именно оно обеспечивает работу почты этой компании, или «облака», создаваемые в интересах государственных органов. Также «облака» можно условно поделить на частные (для пользователя или компании создается уникальное «облако» с уникальными правилами и набором программ) и публичные, когда множество пользователей работает в едином «облаке» с единым набором ПО, но каждый видит только свои данные.

Также существуют три модели предоставления облачных сервисов: IaaS (аренда ИТ-инфраструктуры), PaaS (разработка новых решений на основе облачных платформ), SaaS (аренда ИТ-приложений). Самые успешные решения могут объединять в себе все три сразу. Пример — облачный сервис, который предоставляет пользователю возможность использовать для своих целей Центр обработки данных (ЦОД). Бизнес-модель очень удобная и простая: нужно указать, сколько и какие хранилища данных будут в будущем ЦОДе, каковы будут адреса и каналы доступа, и оплатить услугу.

Все это можно сделать, не отрываясь от компьютера, после чего можно размещать на ресурсах свой сайт, бухгалтерию, почтовый сервер и все что хочешь. «Не требуется никакой логистики и закупок «железа», установки серверов, проектов, поисков лимитов электропитания для оборудования и прочих «радостей» обладания собственным ИТ-хозяйством», — подчеркивает Дмитрий Васильев. Уже существуют тысячи подобных сервисов, помогающих создать инфраструктуру для бизнеса или в личных целях.

Второй пример — комбинация облачных услуг для усредненного потребителя, которые предлагают гиганты ИТ-индустрии. Это приложения, которые в повседневной жизни используют рядовые пользователи, не важно — в личных целях или для бизнеса. К примеру, человек может одновременно писать статью, пользоваться переводчиком, расположенным в «облаке», смотреть материалы, сохраненные более трех лет назад на диске в «облаке», а затем отправлять свой текст через почтовый сервер, расположенный все там же — в «облаке».

Классификаций облачных сервисов может быть довольно много. Но, по мнению специалистов, чаще всего пользователь найдет у провайдеров «облако» для решения задачи Х или программу У в «облаке» — вполне определенный сервис или их набор, заточенный под определенные нужды бизнеса.

Сложности с законом

Российский бизнес пока не слишком охотно идет на применение облачных технологий. В 2013 году Россия занимала 14-е место в рейтинге из 24 позиций, подготовленном компанией Galexia: нашими соседями оказались Малайзия и Мексика, а возглавляют топ Япония, Австралия и США.

Причин, почему «облака» все еще проплывают мимо российских предпринимателей, несколько. Дело не только в недостаточно надежной и безопасной сетевой инфраструктуре России. На сегодняшний момент так и не принят закон об облачных технологиях, который бы регламентировал ответственность поставщиков услуг за безопасность доверенной им информации. Но, впрочем, и он не панацея…

Далеко не все компании готовы хранить свои бесценные данные в чужом «облаке»: это вопрос психологии и устоявшейся бизнес-практики. По словам Ивана Еременко, главы ИТ-департамента одного из российских банков, публичные «облака» (это когда одна компания предоставляет бизнес-сервис В2В сразу нескольким потребителям) развиваются плохо из-за законодательных ограничений, действующих на территории России. Прежде всего речь идет о ст. 26 «О банковской тайне» федерального закона о банках и банковской деятельности и федеральном законе о персональных данных.

«Публичные «облака» могли бы быть полезными малым и средним предприятиям, позволяя им существенно экономить на ИТ. Но эти секторы бизнеса растут крайне медленно и вынуждены решать бесконечные проблемы со всевозможными государственными регуляторами. Поэтому наиболее перспективными в России сейчас представляются технологии частных «облаков» и виртуализации серверов внутри предприятий», — резюмирует Иван Еременко. Массовое использование публичных облачных сервисов для ключевых корпоративных приложений в РФ — пока вопрос будущего.

В целом эксперты прогнозируют появление все большего числа «облаков» и расширение возможностей пользователей по их самостоятельному управлению без специальных знаний и навыков. Неизбежно возрастет и роль «облаков» в работе новых сервисов, обработке и хранении больших объемов данных.

Вероятно, появится и больше компаний, которые осмелятся заявить об открытости и прозрачности своего бизнеса, разместив в «облаке» свои базы данных. «Еще 3–4 года облачные технологии будут самой модной темой в ИТ-индустрии. Будут завершены проекты по созданию крупных государственных облачных платформ и сервисов. Потом им на смену скорее всего придет новая мода. Откуда и что это будет? Давайте смотреть внимательно, что происходит в Китае, Японии сейчас и будет происходить в ближайшие годы», — предлагает Дмитрий Васильев, партнер компании AT Consulting.

Комментарии
Прямой эфир