Каждый десятый водитель не доверит свою кредитку гаишнику
Более 82% водителей воспользовались бы возможностью оплаты штрафа картой через мобильный терминал — прямо в автомобиле дорожно-патрульной службы (ДПС). Но половина из оставшихся к этому не готова из-за недоверия к сотрудникам Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Об этом говорится в исследовании Национального агентства финансовых исследований, с которым ознакомились «Известия».
Кроме того, в числе причин отказа были названо неиспользование банковских карт в обиходе и неудобство данного способа оплаты. По данным опроса (в нем, как заявлено, приняли участие 1,6 тыс. человек в 42 регионах), с наибольшим энтузиазмом к экспериментам по такой моментальной оплате штрафов воспринимают водители Сибирского (97%) и Дальневосточного федеральных округов (95%). Негативнее всех настроены жители Северо-Кавказского федерального округа (68% положительных отзывов).
Точечные эксперименты по оплате штрафов через мобильный терминал гаишников идут уже по меньшей мере 5 лет на региональном уровне. Например, в Москве проект стартовал в 2009 году: за 5 месяцев услугами безналичной оплаты воспользовались более 7,5 тыс. водителей; сообщалось, что они оплатили 9% от общего числа штрафов, выписанных за этот период. В 2010-м аналогичный проект реализовали в Санкт-Петербурге, но и он продлился около 3 месяцев. Пару лет назад такой же непродолжительный опыт имели еще несколько регионов, например Ростовская область. В этом году эксперимент начат в Амурской области.
Плюсы этих проектов были очевидны — они способны снизить показатели коррупции, говорит член межрегиональной ассоциации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов.
— Зачастую вопрос выбора — дать на лапу или заплатить официальный штраф — определяет быстрота решения проблемы. Если можно провести карточкой, вместо того чтобы стоять в банковских очередях, водитель выберет первое. В таком положении сама система работает на предотвращение коррупции, — сказал Холодов.
Однако эксперименты не стали всеобщей практикой, и в ближайшее время это маловероятно. По словам источника «Известий» в МВД, помимо технологических проблем с организацией каналов связи для терминалов и всех сопутствующих затрат, выйти на федеральный уровень проект пока не сможет из-за противодействия со стороны Федеральной антимонопольной службы. Дело в том, что в Москве эксперимент организовывали исключительно со Сбербанком, что не устроило другие банки, которые пожаловались антимонопольщикам. Сбербанк получал двухпроцентную комиссию, комиссии были предусмотрены и в экспериментах в других регионах — и эти сборы стали, пожалуй, самым неприятным моментом для автомобилистов, отмечает Александр Холодов.
— Не совсем корректно предлагать водителю оплатить сумму, превышающую наложенный штраф, только из-за того, что он совершает операцию по карте. Нужно решить вопрос с компенсациями государством сумм, взимаемых банком в качестве комиссии, — отметил собеседник. По его словам, удачным решением будет совмещение моментальной оплаты через карту с механизмом из законопроекта о скидках по штрафам. Такая инициатива в этом месяца в первом чтении принята в Госдуме: законопроект предусматривает 50-процентную скидку за оплату штрафа в течение 10 дней после нарушения. В этом случае банковские комиссии были бы менее болезненны за счет крупной скидки, добавил он.