Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Другая география

Наступила ли новая эра спроса и предложения на энергоресурсы?
0
Другая география
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В существующей сегодня в мире системе энергетики, которая давно стала глобальной, Россия является основным экспортером энергоресурсов, занимая первое место по экспорту нефти и газа. Однако все усиливающаяся нестабильность на мировом энергорынке таит много опасностей для российской экономики, которая во многом держится на торговле энергоресурсами. Какие вызовы стоят перед нашей страной и что нужно делать, чтобы сохранить лидирующие позиции поставщика углеводородов?

По мнению экспертов, в последнее время происходит передел мирового рынка энергоресурсов. На него выходят новые поставщики, появляются альтернативные — возобновляемые — источники энергии, понемногу создавая конкуренцию традиционным. Изменчивые цены на энергоресурсы дестабилизируют национальные экономики, а политические конфликты мешают устоявшимся торговым связям и ставят под угрозу гигантские инвестиции, вложенные в инфраструктуру...

Восточный поворот

По сути, сегодня можно говорить о новой, изменившейся географии энергетических рынков, что особенно важно для России, которая пока является абсолютным мировым лидером по экспорту энергоресурсов. Но надолго ли? Это будет зависеть от того, насколько быстро нам удастся реагировать на меняющуюся ситуацию и принимать своевременные меры.

Как поясняют специалисты, сейчас основной центр спроса на энергию постепенно перемещается с Запада на Восток. В развитых государствах, которые более полувека обеспечивали наибольшую часть мирового ВВП и торговли, спрос на энергоресурсы начинает падать. Так, по данным British Petrolium, в 2012–2013 годах в этих странах спрос упал на 1,2%. В то время как в развивающихся странах (в основном в Индии и Китае) он растет все быстрее. У специалистов есть серьезные основания полагать, что в ближайшее десятилетие двум крупнейшим азиатским экономикам потребуются значительные объемы дополнительных поставок энергоресурсов — в первую очередь газа. «Естественно, это отражается и будет дальше отражаться на географии торговых потоков», — уверена Ирина Миронова, научный сотрудник Института энергетических исследований РАН.

Впечатляющий рост спроса в Азии стал одним из важнейших факторов, спровоцировавших смену ролей на мировом энергетическом рынке. «Он создал условия для глобализации потоков энергоресурсов, а региональные рынки стали связаны поставщиками, экспортирующими и в западном направлении, и в восточном» — говорит специалист.

Естественно, Россия не намерена отказываться от выгодных азиатских рынков, ведь именно экономический рост этого региона сможет дать мощный толчок для развития Сибири и Дальнего Востока. «Для России важны все ее партнеры — и азиатские, и европейские. Мы ни от кого не отказываемся, никому не собираемся говорить «нет», — подчеркнул премьер-министр Дмитрий Медведев.

И важнейший шаг в этом направлении Россией уже сделан — недавнее подписание долгосрочного контракта на поставку трубопроводного газа в Китай (между «Газпромом» и CNPC, сроком на 30 лет, гарантирующего поставки 38 млрд кубометров газа ежегодно). По оценкам экспертов, этот контракт будет иметь историческое значение для сохранения нашей позиции как мирового лидера в экспорте углеводородов. Специалисты не сомневаются, что в скором времени будут сделаны и другие шаги, чтобы укрепить позиции нашей страны на этом рынке.

Украина «обесточивает» Евросоюз

Особенно актуально развитие партнерства с восточными странами становится с учетом наших непростых отношений с Западом в последнее время. Ни для кого не секрет, что «дружба» в энергетической сфере сильно зависит от политической составляющей. Эксперты уверены, что напряженность между ЕС и Россией неизбежно скажется и на энергетике. Тем более при таком давлении США. «Изменение энергетической политики Евросоюза приведет к существенным сдвигам в европейском энергобалансе и в результате — к изменению направлений поставок углеводородов», — говорится в новом Прогнозе развития энергетики и мира до 2040 года, подготовленном Институтом энергетических исследований РАН совместно с Аналитическим центром при правительстве РФ.

Этот поворот в серьезной степени усугубил «украинский кризис», с его разногласиями во взглядах на киевские события и путях преодоления конфликта. На фоне политических споров возник очередной «газовый» конфликт с Украиной, задолжавшей нам свыше $4 млрд. На днях изменились условия поставок (предоплата за газ), а некоторые проекты вообще попали под угрозу срыва. Например, строительство многомиллиардного «Южного потока» — трубопровода, на который Россия возлагала огромные ожидания.

Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер недавно заявил, что ЕС еще больше ужесточил свою позицию по его строительству. Основное препятст­вие — так называемый третий энергопакет ЕС, из-за которого Россия даже начала судебное разбирательство в ВТО.

И чем больше бурлят страсти вокруг Украины, тем больше противоречий появляется в энергетике. Замкнутый круг...  Основная же проблема для российских энергопоставок так и остается нерешенной. «В любой момент может возникнуть опасность со своевременной доставкой груза», — считает Римма Субханкулова, глава консалтинговой компании World Energy Expert Group. Это актуально как для обычных трубопроводов, снабжающих Европу, так и для транзита сжиженного природного газа, проходящего через третьи страны. Теоретически их могут просто перекрыть.

Естественно, такие вызовы заставляют российское руководство делать резкие заявления, отстаивая экономические интересы страны. «Мы хотим предсказуемых правил игры на рынке, которые не будут меняться в одностороннем порядке, не будут зависеть от политических спекуляций и от того, какая администрация и где работает», — заявил недавно Дмитрий Медведев.

И у производителей, и у потребителей должна быть уверенность в завтрашнем дне: то есть возможность заранее выстраивать свои инвестиционные планы и рассчитывать на окупаемость колоссальных вложений. «Европейские потребители хотят знать, что они получат газ от России, а Россия хочет быть уверена в возврате своих инвестиций», — отмечает Альдо Флорес-Кирога, генеральный секретарь Международного энергетического форума (МЭФ).

России как поставщику, который стремится сдержать данное по контрактам слово, приходится учитывать все риски, способные возникнуть в энергетике. И если ситуация вокруг поставок энергоносителей продолжает нагнетаться, то вполне логично, что география транспортировки ресурсов должна претерпеть какие-то изменения.

Что мы и видим, наблюдая медленный поворот на Восток... По мнению специалистов, меняющаяся «энергетическая география» не должна вызывать опасений. «С одной стороны, новые направления поставок требуют огромных вложений в развитие транспортных путей и инфраструктуры, однако при этом дают и значительные возможности для развития», — уверена Ирина Миронова.

Эффективна ли система?

Конечно, экономическое развитие любой страны неразрывно связано с энергетикой. Поэтому энергобезопасности и отводится важнейшее место в стратегии развития и структуре национальной безопасности. А что такое безопасность энергетики? Прежде всего — адекватные цены, стабильность поставок и спроса.

«Изменчивость цен и факторы, которые влияют на стабильность поставок — основные проблемы международной энергетики», — поясняет Ирина Миронова. К факторам стабильности относятся инфраструктура, инвестиции, текущая экономическая ситуация, прозрачность информации, геополитические факторы. Крайне важную роль, конечно, играют и внутренние процессы в странах-экспортерах.

Отдельный серьезный риск — политизация торговли, на что все чаще обращает внимание российское руководство. «Политизация вопроса энергопоставок может привести к разрыву традиционных хозяйственных связей, гигантским затратам, нерентабельному производству. Это может сказаться на развитии национальных экономик», — предупреждает Дмитрий Медведев.

Россия предлагает выход

К сожалению, существующая глобальная энергосистема не позволяет эффективно решать проблемы энергетической безопасности и требует существенных изменений. «Цены остаются изменчивыми, и споры о механизмах ценообразования осложняются в корне разными подходами производителей и покупателей ресурсов», — поясняет Римма Субханкулова.

Всем понятно, что для стабильности поставок торговлю энергоресурсами необходимо деполитизировать, но на данный момент решить эту задачу просто невозможно. Слишком лакомый кусочек очень для многих... Поэтому ключевое значение приобретают международные институты, которые могли бы выполнять надзорно-регулирующую роль на мировом энергетическом рынке. Различные организации и форумы, позволяющие вести поиск совместных решений, межправительственные договоры, долгосрочные контракты и прочие механизмы.

Существующие сегодня институты (Международный энергетический форум, Энергетическая хартия, Международное аналитическое агентство и прочие) не могут серьезно разрешать юридические споры. Потенциальная слабость этих организаций в том, что решения, принятые ими, не ведут к обязательному выполнению договоренностей, хотя они часто и подкреплены юридическими договорами. «Система мировой энергетики еще нуждается в серьезном развитии, чтобы в полной мере отвечать на возникающие риски», — убеждена Ирина Миронова.

В ситуации, когда рынки энергоресурсов настолько сильно глобализованы, давно назрела необходимость совместного поиска выхода из кризисов, снижения рисков. Поэтому на очередном съезде МЭФ, который прошел в мае в Москве, министр энергетики РФ Александр Новак призвал коллег из стран-энергоэкспортеров создать новую международную структуру по регулированию рынка энергоресурсов. «Сейчас возрастает необходимость создания адекватной международной структуры, которая будет решать актуальные задачи развития международного сотрудничества и формирования инструментов регулирования рынка энергоресурсов», — заявил Новак. Эта структура, по его мнению, должна определять подходы к прогнозированию ситуации на мировых рынках для своевременного выявления негативных тенденций и согласования политики для купирования рисков.

В Москве надеются, что эта мера сможет обеспечить стабильность рынка, что важно как для получателя, так и для производителя, справедливо распределить риски между всеми его участниками и обеспечить безопасность поставок и спроса. Новая структура также позволила бы проработать до сих пор нерешенные вопросы долгосрочных контрактов, на которых давно настаивает Россия.

Экспертное сообщество поддерживает эту инициативу, отмечая, что необходимость в новом механизме регулирования назрела уже давно. «В борьбе за энергетическую безопасность не будет победителей и побежденных: либо выиграют, либо проиграют все. Поэтому договариваться придется неизбежно», — заключает Римма Субханкулова.


Пока положение России на мировых энергетических рынках прочное: мы — третий крупнейший производитель и потребитель энергоресурсов в мире после Китая и США, обеспечивающий 10% мирового производства и 5% мирового потребления энергоресурсов.

Россия стабильно занимает 1-е место в мире по экспорту газа, 2-е место — по экспорту нефти (к 2040 году займет 3-е после Саудовской Аравии и Ирака) и 3-е место — после Австралии и Индонезии — по экспорту угля.

Другая география

Комментарии
Прямой эфир