Рестораторы из-за антитабачного закона потеряли 20% прибыли
По данным Федерации рестораторов и отельеров России (ФРИО), после введения запрета с 1 июня на курение в ресторанах, кафе и барах продажи в заведениях общепита упали на 15–20%. Об этом «Известиям» рассказал президент ФРИО Игорь Бухаров. Снижении продаж подтвердили в сетях кофеен «Шоколадница» и «Кофеин», а также в ряде ресторанов. Эксперты ожидают, что падение продаж увеличится до 30%. Между тем, по словам председателя совета московского отделения «Опоры России» Александра Жаркова, предприниматели попросили разобраться, можно ли курить на летних верандах, прокуратуру, так как московские и федеральные чиновники до сих пор не пришли к единой позиции по этому вопросу.
— На сегодняшний день у разных предприятий общественного питания в Москве спад в товарообороте 15–20%, — сказал Игорь Бухаров. — Это очень серьезно. Это данные по кафе, ресторанам, барам. Клубы мы не считали.
Больше всего, по его словам, пострадали кофейни и бары. Люди привыкли приходить туда главным образом не поесть, а пообщаться — за чашкой или бокалом и имея при этом возможность курить. Падение продаж было ожидаемым.
— Наши коллеги в Европе говорят, что в течение первого года, когда начинает действовать запрет, падение очень серьезное, — сказал Игорь Бухаров. — В пабах, например, оно составляло 30%. Потом клиенты возвращаются, привыкнув и приспособившись к запрету. Но к этому времени часть заведений разоряется.
По его словам, при сравнении Москвы с другими европейскими столицами нужно учитывать, что у нас курильщиков больше, а заведений общепита меньше, поэтому прямых параллелей проводить нельзя.
Игорь Бухаров отметил, что в его заведениях (рестораны Courvoisier, «Шатер», «Ностальжи» и др.) спад продаж также чувствуется, но еще не подсчитаны точные цифры.
Владелец банкетного комплекса S.H.E.L.K и сети кофеен «Кофеин» Евгений Коган также рассказал о снижении продаж.
— В банкетном комплексе на данный момент снижение незначительное, — сказал Евгений Коган. — Это может быть связано с тем, что люди идут в ресторан, еще забывая, что там нельзя курить. Я предполагаю, что в дальнейшем падение будет более существенное, но, конечно, не 20%. Эти цифра, на мой взгляд, завышена. Думаю, оно будет в пределах 10%.
В кофейнях, как рассказал Евгений Коган, падение и сейчас составляет 10%, а в будущем может дойти до 15%.
— Но это временное явление, — уточнил ресторатор. — Потом ситуация стабилизируется, и люди начнут возвращаться.
Тенденцию подтвердили и в «Шоколаднице».
— Некоторое снижение есть, — сказала гендиректор сети Тамара Шестерина. — Думаю, в пределах 10%.
— У нас тоже есть информация о том, что продажи в заведениях общепита снизились, — сказала гендиректор консалтинговой компании Restcon Елена Перепелица. — Не могу сама назвать точную цифру, но похоже, что у ФРИО цифра верная.
По ее словам, как минимум половина клиентов, которая временно бойкотирует общепит, туда вернется.
— Люди привыкли с друзьями встречаться не в квартирах, а в заведениях общественного питания, — сказала она. — Вряд ли это изменится.
Эксперт отметила, что строгость рестораторов по отношению к клиентам, которые хотят покурить, несмотря на запрет, будет зависеть от строгости правоохранительных органов к самим рестораторам. Если штрафы будут неминуемыми, администрация заведений не захочет смотреть на курильщиков сквозь пальцы.
По мнению Александра Жаркова, московский общепит может потерять 20–30% выручки из-за запрета на курение. Как он отметил, при разработке закона предполагалось дать потребителям адаптационный период: не имея возможности курить в помещении, они могли бы делать это на летних верандах. Именно поэтому новые правила вступили в силу летом. Но на практике никакого адаптационного периода нет. Большинство предпринимателей, по словам Александра Жаркова, не позволяет клиентам курить в том числе и на летних верандах. При этом московские и федеральные власти до сих пор занимают по этому вопросу разные позиции. Московский департамент торговли и услуг утверждает, что курить там нельзя. Минпромторг дал разъяснения, что антитабачный закон не содержит положений, которые бы это запрещали.
— Мы обратились к прокурору Москвы с просьбой дать свои разъяснения, чтобы исключить двоякое толкование закона, — рассказал Александр Жарков. — Также мы обратились к главе московского управления Роспотребнадзора Елене Андреевой. С ней достигнута договоренность о том, что управление не будет проводить проверок на летних верандах до того, как московская прокуратура не даст свое разъяснение.
В письме в прокуратуру (копия есть в распоряжении «Известий») «Опора России» напоминает, что закон запрещает курение в помещениях общественного питания, а летние веранды не являются помещениями. Также закон запрещает курение в нестационарных объектах. Однако сфера действия федерального закона, где дается определение нестационарным объектам, не распространяется на предприятия общественного питания. Прокуратура должна дать ответ до 10 июля.
Заместитель руководителя департамента торговли и услуг Александр Иванов рассказал, что официальная статистика по товарообороту предприятий общепита за июнь будет готова в начале следующего месяца. Чиновник добавил, что в вопросе, курить или не курить на летних верандах, базисными для департамента будут мнения разработчиков закона и Роспотребнадзора.