Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил обязать банки возвращать украденные деньги в случае взлома приложения
Мир
Ле Пен обжалует свой приговор в Конституционном совете и ЕСПЧ
Мир
Сийярто заявил о планах построить нефтепровод между Венгрией и Сербией к 2028 году
Политика
Совфед одобрил закон о запрете навязывания дополнительных товаров и услуг
Мир
На Западе заявили об угрозе для НАТО со стороны США
Мир
Гуцул призвала генсека ООН обратить внимание на ситуацию вокруг Гагаузии
Мир
Захарова указала на недооценку Киевом осведомленности Трампа
Мир
В МИД Польши указали на готовность около 30 стран поддерживать мир на Украине
Общество
Путин поручил образовать Службу по вопросам гражданства и регистрации иностранцев МВД
Общество
Синоптик предупредила москвичей о снеге с 6 по 8 апреля
Мир
Лукашенко указал на бесценный опыт благодаря интеграционному проекту Белоруссии и РФ
Общество
Прокуратура начала проверку по факту взрыва петарды в школе в Московской области
Армия
По факту атаки дрона ВФУ на жилые дома Курска завели уголовное дело о теракте
Мир
Власти Турции раскритиковали призывы оппозиции к экономическому бойкоту
Общество
Праздник «Алые паруса» стал победителем премии «Событие года»
Общество
Верховный суд не признал совместно нажитым купленное в гражданском браке имущество
Общество
Памфилова сообщила о сохранении бумажных бюллетеней на выборах в РФ

ИИХФ догоняет НХЛ с точки зрения хоккейных правил

Новые правила, предложенные Международной федерацией хоккея, направлены на повышение результативности
367
ИИХФ догоняет НХЛ с точки зрения хоккейных правил
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Давашкин
Выделить главное
Вкл
Выкл

Хоккей — один из самых прогрессивных командных видов спорта. Хотя бы потому, что постоянно адаптируется к существующим условиям за счет изменений в правилах, порой даже кардинальных. Некоторые, впрочем, видят в этом зло — мол, в футболе изменения если и бывают, то чисто косметические, да и те редко. Якобы поэтому он и является самым популярным видом спорта в мире.

На самом же деле ретроградство ФИФА на разницу в популярности этих двух видов спорта никак не влияет. И даже, возможно, оказывает услугу хоккею, привлекая тех, кому претят частые фатальные судейские ошибки, «автобусы» и артистизм бесконечно падающих, как подкошенные, в расчете на штрафной или карточку и способных изображать адские муки часами в ожидании финального свистка футболистов.

Локальная популярность любого вида спорта зависит в первую очередь от традиций. Как пример: на футбол в Кемерово ходит горстка фанатов, а матчи чемпионата России по бенди собирают по 30 тыс. Традиции, в свою очередь, формируются под воздействием еще ряда факторов, такими как локальная и не только история вида спорта, его доступность (в том числе — экипировка, площадки, климатические условия; в том же Кемерово «минус» даже в мае и сентябре — далеко не редкость) и наличие ролевых моделей — историй успеха.

В случае с хоккеем не последнюю роль играет то, что это неестественный вид спорта. Человеческому телу он не очень подходит, кинематика по большей части уникальная, и без должной и достаточно длительной подготовки в него попросту не поиграешь. То есть порог вхождения очень высок, не говоря уже о том, что экипировка дорогая, а раздобыть лед можно далеко не везде, в некоторых климатических поясах — и вовсе невозможно.

То ли дело футбол — босиком с двумя камнями под штанги на любой более-менее ровной полянке. Причем все условия для игры в него на открытом воздухе на протяжении шести и более месяцев в году существуют в самых густозаселенных широтах. А общемировая популярность так или иначе вводит общемировую моду, которой не в силах сопротивляться даже малоприспособленные для футбола страны.

Соответственно, богатые хоккейные традиции ввиду сложностей с искусственным льдом на определенном этапе — а это еще не так давно было — сформировались почти исключительно там, где в хоккей можно было играть по те же 5–6 месяцев в году на том же открытом воздухе.

Вот, в общем-то, и весь секрет разницы в популярности. Хоккей, конечно, потихоньку набирает поклонников, но пока соревноваться не в состоянии. И довольно частые по сравнению с футболом изменения в правилах косвенно направлены как раз на то, чтобы хоть немного изменить расклад — сделать лучшую игру на льду более интересной, динамичной и привлекательной для болельщиков.

На это были направлены все кардинальные изменения правил Международной федерации хоккея (ИИХФ):

— Отказ от игры в 7 полевых игроков, переход на пятерки и вратаря, увеличение размеров площадки до 80 м в длину и 40 м в ширину, разделение матча на 3 периода по 15 минут (1923 год).

— Разделение площадки на три зоны, появление понятия «офсайд», возвращение к размерам 60 м на 30 м, запрет на силовые приемы вне пределов зоны защиты (1936 год).

— Понятие «офсайд» окончательно формируется в современном виде, вводится пас через две линии, силовые приемы можно проводить только на собственной половине площадки, матч разделяется на 3 периода по 20 минут (1946).

— Силовые приемы разрешается применять по всей длине площадки (1969).

— ИИХФ переходит с системы «2 арбитра» на «1 арбитр и 2 лайнсмена» (1976).

— ИИХФ вводит систему плей-офф на международных турнирах, а вместе с ней и серии буллитов (1992), появляется понятие «видеогол» судьи, определяющего взятие ворот в спорных моментах.

— Принимается решение об отмене паса через две линии (1997).

— ИИХФ переходит с системы «1 арбитр и 2 лайнсмена» на «2 арбитра и 2 лайнсмена» (2008).

Пусть не все изменения были резонными, некоторые даже — весьма странными, но в последнее время всё довольно логично и последовательно, если, конечно, изменения не касаются пресловутой безопасности игроков, с которой ИИХФ откровенно перегибает палку. Фактический запрет на снятие краг, притом что это не мешает игрокам отоваривать друг друга по лицу этими самыми крагами, весьма неоднозначные трактовки контакта с головой при силовых приемах и обязательные смены при потере шлема — всё это вызывает в основном недоумение.

Правда, новый пакет изменений донельзя адекватен, практически всё здесь к месту и так или иначе напрашивались.

Синяя линия отодвигается, расстояние от лицевого борта — 22,86 м (ранее — 21,33 м)

Важнейшее нововведение, которое повлечет за собой большие изменения в европейском хоккее с точки зрения тактики. Ведь, отодвинув синюю линию, ИИХФ всячески способствует крену в сторону атакующего хоккея. Во-первых, за счет увеличившейся площади зоны атаки, во-вторых, за счет уменьшившейся более чем на 3 м средней зоны, которую проходить будет проще.

Площадь пространства от линии ворот до синей линии (при стандартной ширине) увеличится с 520 кв. м до 566 — это весьма серьезно. И, кстати, на узких площадках, которые в Европе и в КХЛ в частности имеют место быть — в Загребе и Владивостоке, — станет намного комфортнее играть именно атакующим командам.

На данный момент площадь пространства от линии ворот до синей линии на «Фетисов-Арене» составляет 451 кв. м, что меньше, чем в НХЛ, на 54 квадрата. То есть плотность игры в позиционных атаках попросту сумасшедшая, и совершенно не удивительно, что лишь в 4 из 27 домашних матчей «Адмирала» в регулярном чемпионате-2013/14 забивалось более 5 голов, а средняя результативность этих 27 игр составила жалкие 4,33 шайбы. Ныне будет 490 квадратов — куда ближе к энхаэловским 505 и куда вольготнее.

Грамотно поставленные позиционные атаки в новых условиях станут мощнейшим оружием. Определенно возрастет участие защитников в атакующих действиях. Хоккей станет более тотальным повсеместно, а не только в Швеции, где и без того школа построена на очень активном нападении, что должно привести к повышению довольно низкой в Европе результативности. НХЛ давно к этому пришла, и за океаном сработало на отлично.

Ширина площадки отныне должна составлять от 26 до 30 м, длина — 60 м (ранее — 29–30 м на 60–61 м)

Уменьшение нижнего порога ширины логично с учетом увеличения зоны атаки. Ограничение по длине, видимо, связано с тем, чтобы не было разночтений, а синие линии не плавали туда-сюда.

Вводится гибридный проброс.

Правило, также подсмотренное в НХЛ, которая ввела гибридный проброс лишь с сезона-2013/14 из соображений безопасности, чтобы избежать серьезных травм (примеров хватало) в столкновениях после так называемых забегов за шайбой.

Интересно, что ИИХФ ввела это правило как раз из соображений повышения динамики. Поскольку проброс без касания в любом случае менее травмоопасен.

Суть правила вот в чем: проброс фиксируется автоматически, если игрок команды, в чью зону заброшена шайба, первым (по отношению к лицевому борту) оказывается на воображаемой линии, проходящей через точки вбрасывания; если же соперник оказывается на этой линии одновременно или раньше, то проброс определяется касанием шайбы — если первым дотронулся соперник, то проброс отменяется, если игрок в своей зоне — то фиксируется.

Надо думать, с введением правила практически все команды будут забрасывать одного из крайних форвардов к чужой синей линии в любой благоприятной ситуации. Чтобы он смог хотя бы навязать борьбу. Хоккей в таком случае станет более вертикальным и динамичным, но, возможно, кому-то покажется более бездумным. Хотя, безусловно, всё зависит от команды.

Запрещается использовать разворот на 360 градусов при исполнении буллитов.

Минорное изменение, которое ограничит ряд европейских технарей. Всё дело в том, что при использовании разворота на 360 градусов, или так называемой спинорамы, игроки зачастую нарушают как минимум одно из трех основных положения пробития буллитов: имеет место контакт с вратарем, шайба прекращает движение или же игрок прекращает поступательное движение, а то и сменяет его на реверсивное.

Ничего новое правило особо не меняет — все-таки «спинорам», а тем более «спинорам» с элементами лакросса, пробивается очень мало. И никто не мешает проявлять себя таким образом на матчах звезд.

Вратарская экипировка будет уменьшена.

ИИХФ планирует уменьшить вратарскую экипировку, но до консультаций с производителями правила меняться не будут. В то же время вратарям рекомендовали избавиться от ловушек, содержащих вставки, которые ничего не защищают, кроме собственно ворот. Уменьшение ловушек в размерах должно повлечь за собой увеличение результативности — забить будет немного проще.

Отныне в пятиминутных овертаймах команды будут меняться сторонами.

Очень правильная и давно напрашивающаяся инициатива наконец-то претворена в жизнь. Как ни крути, а гол — это самое что ни на есть легитимное средство для определения победителя. Буллиты все-таки совсем не то. А раз нам нужны голы, то логично поспособствовать росту результативности, и проще всего это реализовать за счет смены сторон.

Сторонами команды также меняются во вторых периодах, и, что интересно, вторые периоды по результативности обходят первые и третьи в абсолютно любых лигах. Разница колеблется в среднем от 10 до 20%, так что дальняя скамейка является серьезным преимуществом для атакующей стороны.

В КХЛ в прошлом сезоне в первых периодах было забито 1073 гола, в третьих — 1196, а во вторых — 1320, больше, чем в первых, на 23% и на 10,4%, чем в третьих. Стоит отметить, что последняя минута основного времени за счет шайб в пустые ворота превышает любую другую по результативности как минимум в полтора раза, а в некоторых случаях — более чем в три, отсюда лишь 10,4%.

В целом, если результативность в овертаймах вырастет хотя бы на 10% — уже будет неплохо, поскольку сейчас усиливается тренд сводить все к сериям буллитов, не рискуя в дополнительное время. И поощрение активных атакующих команд в данном случае весьма уместно.

Кое-какие идеи одобрения не получили.

— Удалять на 5 минут игроков за разного рода захваты головы соперника — непременный атрибут стычек у ворот (как минимум странное предложение).

— Передвинуть линию ворот ближе к лицевому борту – с нынешних 4 м до 3,3 м (а вот это стоило бы ввести, площадь зоны атаки перед воротами еще больше выросла бы (приблизительно на 20 квадратных метров), а угрожать воротам, «отклеиваясь» от лицевого борта, стало бы значительно проще, да и из постоянно забитых телами углов игра постепенно ушла бы).

— Вернуть пас в две линии (с учетом всех нововведений это могло бы быть интересным шагом в сторону более интеллектуальной игры, в чем-то поощряющей атаку, хотя и с большим количеством подводных камней, но для начала неплохо бы опробовать на какой-то лиге статусом пониже, как обычно делает НХЛ, у которой фарм-лига АХЛ выступает в роли полигона для потенциальных нововведений).

— Увеличить штраф за атаку вратаря до 4 (2+2) минут (сейчас чуть ли не каждый второй вратарь «ныряет» чуть что или хотя бы приукрашивает контакт, а если еще и увеличить наказание — будет каждый первый);

— Запретить вратарям фиксировать шайбу при броске из-за синей линии (и правильно — тут же появились бы умники, через раз бросающие от своей синей в расчете на успевающих накатиться форвардов — игра могла деградировать).

В целом надо сказать, что ИИХФ хоть и традиционно отстает в некоторых вопросах от НХЛ, но уже на значительно меньшее расстояние. А вообще старается идти в ногу со временем и в чем-то даже заокеанскую лигу опережает — хотя бы сменой сторон в овертайме. И если раньше почти все нововведения попросту слизывались с Национальной хоккейной лиги, то сейчас вполне возможен обратный процесс, как это было с пасом через две линии.

Другое дело, что за океаном процесс поиска не прекращается. И откровенно дурацкие правила, как, например, обязательная смена при потере шлема, даже не рассматриваются. Буквально вчера комитет НХЛ по проведению соревнований, в который входит пять действующих игроков, три клубных генеральных менеджера, один президент клуба и один действующий тренер, дал зеленый свет ряду изменений в правилах и приблизил момент, когда тренер сможет запросить просмотр любого игрового момента — один или 2–3 раза за матч.

Тем не менее прогресс международной федерации очевиден, и хочется верить, что в своде правил ИИХФ будет все меньше неактуальных или идущих во вред пунктов и глупых ограничений.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением