Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Двигатель. Не вечный...

Но с помощью инновационных разработок он может стать гораздо эффективнее, надежнее и дешевле
0
Двигатель.  Не вечный...
Фото: Hans Engbers / Shutterstock.com
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Несомненно, двигатель — главная деталь любого транспортного средства. Двигатели бывают разные, и, конечно, они постоянно совершенствуются — машины потребляют все меньше топлива, электромобили едут все дальше, поезда становятся все более быстрыми...

Работа над улучшением двигателей идет во всех крупных машиностроительных компаниях мира постепенно и неспешно, и, казалось бы, уж где-где — а в этой сфере никаких неожиданностей не предвидится. Однако более 30 инновационных компаний кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково» занимаются как раз разработками новых технологий для транспорта. Уж они-то точно знают — прорывные проекты придут на рынок совсем скоро!

Традиционный, но не забытый

Создание элементов для нового транспорта — одно из популярных и передовых направлений работы кластера энергоэффективных технологий, что совпадает с общемировыми тенденциями: тематика нового взгляда на транспортные средства сегодня актуальна как никогда. Пожалуй, сложнее всего модернизировать самые распространенные двигатели внутреннего сгорания (ДВС). «Традиционный транспорт на углеводородном топливе — с бензиновыми и дизельными двигателями — самый распространенный во всем мире, но именно здесь речи о кардинальных технологических прорывах пока не идет, — констатирует Антон Скибин, руководитель энергетического сектора кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково». — Но и ДВС нуждаются в улучшениях, которые позволили бы повышать (хоть и ненамного) эффективность их использования».

Сегодня всего около 40% от сжигаемого топлива идет в полезную работу, остальная энергия просто теряется. Соответственно для улучшения работы ДВС можно попытаться собрать эти потери, например, попробовать преобразовать тепло выхлопных газов в электроэнергию, которая используется для питания систем автомобиля. И резиденты, которые над этим работают, в «Сколково» есть. Разрабатываются четыре проекта на тему термоэлектрики, их основная задача — уменьшить стоимость и повысить эффективность преобразования бросового тепла в энергию. «Это та новинка, которая сейчас на слуху в области модернизации традиционных двигателей внутреннего сгорания», — отмечает Антон Скибин.

Есть и технологические проекты, крепкие инженерные команды, которые работают над повышением эффективности традиционных компонент транспорта: трансмиссии, системы впрыска топлива, турбонаддува, управления двигателем.

Преобразуя энергию

Однако самое актуальное направление в работе над новыми транспортными технологиями — направление гибридных приводов. На этом поприще инноваторы ожидают самых больших перемен, предсказывая, что ближайшее будущее именно за такими системами смешанного типа.

Сегодня энергетическая емкость (запас энергии) бензина или дизеля — около 10 тыс. Вт ч на 1 л. Для сравнения: у современного дорогого аккумулятора этот показатель составляет 200 Вт ч на 1 кг. Это значит, что батарея должна весить гораздо больше, чем объем топлива в баке, и, чтобы проехать 500 км, батарейку весом в несколько сотен килограмм придется тащить за машиной на прицепе, а бензина надо 30–50 л — всего один бак. «Но эти 10 тысяч ватт-часов на 1 килограмм традиционными ДВС используются с КПД всего 40%, а скромные 200 ватт-часов на 1 килограмм могут использоваться с энергетической эффективностью более 90%, — объясняет Антон Скибин. — Получается, что использование электричества для передвижения гораздо более выгодно, но есть ограничения: сколько энергии мы можем увезти с собой? На ДВС — много, а на электродвигателе — очень мало».

Вот тут-то и появляется гибридный двигатель, который позволяет возить с собой не огромную батарейку, а генератор энергии: при работе ДВС вырабатывается электроэнергия, которая впоследствии используется в электрическом приводе. «При этом ДВС используется гораздо меньшего размера, потребляет меньше топлива и меньше загрязняет окружающую среду», — отмечает Антон Скибин.

Самая популярная идея для преобразования одной энергии в другую — это использование суперконденсаторов. «Это техническая новинка, накопитель, который может запасать энергию очень быстро и выдавать ее так же быстро и концентрированно, — рассказал Анатолий Долголаптев, генеральный директор компании ТЭЭМП, резидента «Сколково». — Мы специализируемся на разработке суперконденсаторов на кислотных электролитах, массовое производство которых возможно уже во второй половине 2014 года». В компании уверены, что их выход на рынок станет основой для создания и распространения экономически эффективных гибридных автомобилей.

Гибридам — «зеленый свет»

Еще одно направление, в котором успешно развивается компания ТЭЭМП, это создание электромеханических преобразователей, имеющих беспрецедентно высокие энергетические и эксплуатационные показатели. В большинстве случаев о таких преобразователях говорят как о мотор-колесах.

В ТЭЭМП разработано несколько типов мотор-колес для самых разных электромобилей, в том числе для такси и общественного транспорта. «Мотор-колеса имеют жидкостное охлаждение, весят от 50 до 100 килограммов и при требуемых оборотах (очень низких — до 600 оборотов в минуту) и сравнительно небольшом объеме (R20–22 дюйма) способны создать крутящий момент до 2500 Нм в 20-дюймовом и до 4500 Нм в 22-дюймовом колесе, — рассказывает Анатолий Долголаптев. — При торможении и спуске мотор-колеса работают как генераторы электроэнергии».

Если одновременно применить два энергосберегающих принципа — возврат энергии через рекуперацию (когда часть энергии при торможении автомобиля возвращается в электродвигатель и может использоваться при разгоне) в суперконденсаторы (это дает в городе примерно 15–20% экономии) и отказ от трансмиссии (это еще минус 10–15% энергии), то получается, что при прочих равных условиях для движения автомобилей, снабженных разработками ТЭЭМП, требуется на 25–35% меньше энергии.

Таким образом, гибридные автомобили впервые получают возможность конкурировать по своей цене с автомобилями, оснащенными ДВС. Имеется и ряд других преимуществ: например, за счет выноса двигателей в колеса и отсутствия трансмиссии значительно увеличиваются полезный объем автомобиля и его управляемость. «Переход на массовое использование транспорта с гибридными приводами или электродвигателями возможен только при поддержке государства, — уверен Антон Скибин. — Без государственного стимулирования и поддержки этой идеи российские инвесторы не готовы рисковать, и хорошо, что государство нам эту поддержку готово оказывать. Именно поэтому большинство резидентов «Сколково» работают именно в сфере гибридного транспорта. Это отражает мировой тренд, этого требует рынок».

Гибридными могут быть не только автомобили, но и электровозы. Сколковская компания «Центр инновационного развития СТМ» уже создала гибридный локомотив, который работает как на дизельном топливе, так и с использованием накопленной электроэнергии. «В России начитывается порядка 17 тысяч маневровых тепловозов, в основном дизельных, — рассказывает Антон Скибин. — Около 10 тысяч работают в РЖД, 7 тысяч — на станциях и в цехах промышленных предприятий».

По словам экспертов, большую часть рабочего времени эти машины стоят и «тарахтят» на холостом ходу, ожидая погрузки-выгрузки или сцепки вагонов, или еще чего-нибудь. Локомотив стоит, но топливо все равно расходуется. Так вот, разработка резидентов «Сколково» позволяет в 3 раза уменьшить мощность дизельного двигателя и дополнить локомотив аккумуляторами, которые запасают энергию и рекуперируют ее. «Опытный образец гибридного локомотива показал, что экономия топлива составляет более 30% — более 60 тонн в год! — отметил Антон Скибин. — И это только с одного локомотива, а их 17 тысяч!»

Сейчас компания завершает процесс сертификации опытного образца, чтобы его могли закупать РЖД. Подписано предварительное соглашение, в соответствии с которым первые продажи должны начаться уже в этом году.

Энергия метро

Следующее поколение — это чисто электрический транспорт, на борту которого вообще не используется бензин. «Это более отдаленная перспектива, идеи более сложные, достижения будут не сегодня и не завтра, а через 3–5 лет, — рассказывает Антон Скибин. — Основная проблема: сколько энергии мы можем увезти с собой? Эту проблему пока не решил никто, ни в России, ни в мире, хотя успешные попытки решения уже есть».

Сделать маленькую емкую, дешевую и безопасную батарею — процесс долгий, требующий больших ресурсов и высококлассных специалистов. Крупнейшие мировые корпорации трудятся над решением этой проблемы. Но есть и небольшие стартапы (как у нас, так и за рубежом), которые с успехом работают над решением этой задачи. «Российские стартапы и научные коллективы не уступают зарубежным, потому что у нас в стране сохранились серьезные компетенции в области химии, физики, фундаментальных наук, и это наши преимущества», — уверен Антон Скибин.

Конечная цель любого резидента инновационного центра «Сколково» — это создание серийного производства. Сам Фонд «Сколково» поддерживает стартапы на этапах разработки, производства и испытаний опытных образцов, поиска инвесторов, затем к делу подключаются инвестиционные фонды и стратегические инвесторы. Например, во всем, что касается новинок на транспорте, российские региональные инвестиционные фонды заинтересованы, и, чтобы развивать экономику региона, они готовы инвестировать в создание производства на своей территории. «И тогда мы передаем проект наших участников стратегическим инвесторам для налаживания производства, а разработчики могут браться за создание новых продуктов», — поясняет Антон Скибин.

Так случилось и с ЗАО «Элтон», компанией, которая разработала системы накопления энергии для электрического транспорта. «Это многотонные накопители, которые стоят стационарно и представляют собой что-то среднее между традиционными конденсаторами и аккумуляторными батареями, — рассказывает генеральный директор компании Михаил Родионов. — Электрический транспорт мы с вами видим каждый день: троллейбусы, поезда, метро... И вот, представьте, такой накопитель стоит в туннеле метрополитена и возвращает в полезную работу до 30% энергии торможения поезда!»

С 2013 года системы накопления энергии торможения на основе суперконденсаторов «Элтон» эксплуатируются на двух тяговых подстанциях московского метро, завершается оценка их эффективности. Разработаны технико-экономические обоснования применения накопителей для электрического и гибридного транспорта, и скоро продукт будет запущен в серийное производство.

Ну а компания «Элтон» не намерена останавливаться на достигнутом! «В данный момент наиболее перспективным направлением, позволяющим увеличить КПД транспортного средства, является электрификация привода, — считает Михаил Родионов. — И самым действенным решением этой задачи будет разработка такого суперконденсатора, который станет лучшим, наиболее эффективным накопителем энергии».

Комментарии
Прямой эфир