Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Синоптики спрогнозировали до 31 градуса тепла в Московском регионе 3 июля
Мир
Google будет удалять данные о местоположении при посещении клиник абортов
Мир
CNN сообщила о планах Трампа объявить в июле об участии в выборах 2024 года
Армия
Российские военные уничтожили группировку диверсантов в лесу Донбасса
Общество
В России празднуют День ГИБДД МВД России
Экономика
Компаниям ФРГ посоветовали приобрести аварийные электрогенераторы из-за нехватки газа
Мир
В результате удара израильских F-16 по Тартусу пострадали два мирных жителя
Мир
Президент Узбекистана ввел в Каракалпакстане режим ЧП до 2 августа
Мир
Украинские боевики взорвали мэрию Лисичанска при отступлении
Мир
Байден направил в конгресс письма о приеме Швеции и Финляндии в НАТО
Мир
В ФРГ выразили опасение нарушением баланса сил в случае вступления Украины в ЕС

Братья Дарденн предлагают бонус в обмен на жизнь

Фильм киноклассиков «Два дня, одна ночь» претендует на все главные награды Каннского фестиваля
0
Братья Дарденн предлагают бонус в обмен на жизнь
Кадр из фильма «Два дня, одна ночь». Фото: kinopoisk.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Еще до начала 67-го Каннского фестиваля было понятно, что угадать призы на этот раз окажется непросто. Поскольку во главе жюри — уроженка Новой Зеландии Джейн Кэмпион, не просто единственная женщина-режиссер, которая удостоилась «Золотой пальмовой ветви» Канна («Пианино», 1993), но убежденная феминистка и человек радикальных взглядов.

Как эти взгляды повлияют на оценку конкурсной программы, судить трудно. К тому же Кэмпион не раз признавалась, и в Канне в том числе, что ее крайне раздражает узурпация профессии режиссера мужчинами. Именно поэтому на женщин-режиссеров публика обращает особое внимание, ведь председатель априори на их стороне.

Два «женских» фильма, уже показанных в конкурсе, — итальянский «Чудеса» (режиссер Аличе Рорвахер) и японский «Недвижная водная гладь» (режиссер Наоми Кавасе, у которой уже есть Гран-при за «Траурный лес») в чем-то похожи: в обоих действие происходит вдали от шумных городов, на лоне природы, в обоих в центре сюжета — дела семейные, причем увиденные глазами самых младших членов этих семей. В итальянском фильме главные герои — совсем дети, в японском — юноша и девушка 16 лет. Итальянский — светлее и поэтичнее, а в одной из ролей, феи из телевизора, снялась звезда мирового уровня Моника Белуччи.

Японский — мрачнее и склонен к рассуждению на вечные темы: жизни, смерти, присутствия потустороннего и способности человека постигать высшие смыслы. Однако бесхитростность итальянской истории куда больше способна приблизить зрителя к этим самым высшим смыслам, чем многозначительность японского.

Идеальный пример того, как простота может работать на создание мощнейшего фильма, вновь предъявили братья Дарденн. Они уже давно в обойме главных режиссеров Европы, неоднократно получали призы в Канне, но участвующие в нынешнем конкурсе «Два дня, одна ночь» — едва ли не самый совершенный фильм Дарденнов. Представленный в фестивальном каталоге синопсис уместился в две строчки: «В распоряжении Сандры — два выходных дня, чтобы встретиться с коллегами и убедить их пожертвовать бонусами ради того, чтобы ее не увольняли».

Сандра (Марион Котийяр) живет с мужем и двумя маленькими детьми в каком-то бельгийском местечке, работает на некоем предприятии (мы так и не узнаем, что оно производит), управляющий которого поставил сотрудников перед дилеммой: либо все они получают бонусы, но тогда один из них, а именно Сандра, подпадает под сокращение, либо девушку оставляют на работе, но с премиями придется проститься.

Бонусы немаленькие — по €1 тыс., а народ в местечке небогатый и такими деньгами разбрасываться не привык. Но у Сандры — пиковая ситуация. Без ее зарплаты семье не выплатить ипотеку за дом, кроме того, у героини недавно был нервный срыв, она еще живет на успокоительных, а потеря работы грозит новой глубокой депрессией.

Лучшая подруга, она же коллега, убеждает Сандру и ее мужа: необходимо объехать всех сотрудников и попросить проголосовать в ее пользу. Это унизительно и, скорее всего, бесполезно. Но иного выхода нет. Собственно, в фильме происходит только это: встреча героини с коллегами, примерно одни и те же слова с ее стороны, но разная реакция — с их. Кто-то соглашается, кто-то, мучительно для себя, но отказывает, для кого-то ситуация чужой беды вдруг становится переломной в собственной жизни.

При этом режиссерам удается добиться напряжения, которое редко встречается даже в триллерах. Как они это делают, непонятно. Слово «мастерство» более чем уместно, но и оно мало что объясняет. Конечно, большую роль играет то, что зритель, на какой бы ступени социальной лестницы не находился, легко подключается к ситуации: подобное может случиться с каждым, конкуренция велика и среди топ-менеджеров, и среди рядовых сотрудников.

Еще один важный момент: у Дарденнов предельно точно, буквально как в самых успешных голливудских мейнстримовских фильмах, выверена структура сценария — завязка, развязка, поворотные пункты, — всё на своих местах, ни минутой раньше, ни минутой позже. Убежденность некоторых, российских в том числе, режиссеров, что артхаусному кино структура не нужна, Дарденны своим фильмов разбивают подчистую.

По словам режиссеров, снять фильм по этому сюжету они задумали давно. А встретив однажды случайно в лифте Марион Котийяр, поняли, что она — их героиня. Хотя снимать популярных актеров — совершенно не их традиция. Именно поэтому Котийяр даже не мечтала когда-либо попасть к Дарденнам, а получив предложение, согласилась сразу.

Это третье подряд появление Марион Котийяр в конкурсе Канна: в прошлом году была «Иммигрантка» (в российском прокате — «Роковая страсть»), в позапрошлом — «Ржавчина и кость». Но сейчас она близка к актерской «Пальме», как никогда. Впрочем, «Два дня, одна ночь» могут получить и призы за лучший фильм, режиссуру, сценарий.

Что касается награды за лучшую мужскую роль, на нее явно могут претендовать актеры из американского «Охотника на лис» (Foxcatcher) — замаскировавшейся под спортивную драму истории про то, как один человек пытается всецело подчинить себе волю другого. Фильм, вызвавший очень благожелательную реакцию каннской публики, снял режиссер Беннетт Миллер («Капоте», «Человек, который изменил всё»), а центральные роли исполнили Ченнинг Татум, Марк Руффало и Стив Карелл.  

Хотя фестиваль уже вышел на финишную прямую, впереди в конкурсе еще несколько ударных премьер: фильмы Мишеля Хазанавичуса, Жан-Люка Годара, Кена Лоуча, Ксавье Долана, Оливье Ассайаса, Андрея Звягинцева.

Россия в этом году, помимо «Левиафана» Звягинцева в основном конкурсе, представлена еще и в конкурсе короткометражных фильмов картиной «Последний», снятой в копродукции с Азербайджаном. Это дебют известного сериального режиссера Сергея Пикалова в нетелевизионном формате, а также дебют в игровом кино молодых продюсеров Марии Ивановой и Насиба Пириева. Во вторник они давали пресс-конференцию в Российском павильоне.

«Последний» — фильм о последнем, оставшемся в живых, ветеране мировых войн, действие которого происходит в недалеком будущем, ничем не отличимом от настоящего. Сюжетную идею принес режиссер, он же автор сценария Сергей Пикалов, и она удивительным образом совпала с тем, что хотели снять продюсеры. Фильм — о старом человеке, живущем в удаленном уголке континента. На главную роль выбрали азербайджанского артиста Идриса Рустамова, в реальной жизни еще совсем не старого, но, благодаря удивительной фактуре, выглядящего, как человек, живущий на земле вечно.

Музыку написал Алексей Айги, а оператором стал Денис Мадышев, как и продюсеры, пришедший в игровое кино из документалистики. Тандем оператора и режиссера, сложившийся на «Последнем», оказался столь крепким, что теперь они собираются вместе снимать свой первый полнометражный игровой фильм.

А их короткометражку тем временем ожидает насыщенная фестивальная судьба. В течение ближайшего месяца «Проследний» будет участвовать в конкурсе «Кинотавра», программе ММКФ, а затем отправится на фестиваль в Палм-Спрингс, куда русские фильмы попадают нечасто.          

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир