Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Президент Египта обсудил с Путиным возможность увеличить турпоток между странами
Мир
Трамп исключил намерение в одностороннем порядке снижать пошлины для Китая
Общество
Путин поблагодарил иностранных гостей за визит в Москву на День Победы
Мир
Евродепутат назвал важным присутствие Фицо на параде Победы для диалога с РФ
Общество
Зрители приветствовали Путина аплодисментами и скандировали «Россия» на параде Победы
Армия
ВСУ за время перемирия предприняли четыре попытки прорыва через госграницу России
Мир
Песков назвал общение Путина с военными КНДР признанием их героических заслуг
Мир
Армия Индии объявила о наборе резервистов из-за конфликта с Пакистаном
Общество
Захарова назвала готовность сражаться за правду главной философией россиян
Общество
«Известия» вручили 97-летнему ветерану ВОВ репринт газеты от 9 мая 1945 года
Мир
Путин высоко оценил суверенный курс Сербии в международных делах
Армия
Белоусов заявил о самоотверженной борьбе военных РФ с неонацистами в ходе СВО
Мир
Жители Одессы возложили цветы к монументу Неизвестного матроса
Мир
В ЕС возмутились приездом Фицо в Москву на 80-летие Победы
Общество
Донецкий железнодорожный вокзал впервые с 2014 года начал принимать поезда
Мир
Внук Бисмарка счел безумием запреты ЕС посетить делегациям парад Победы в Москве
Мир
МИД Украины предписал двум венгерским дипломатам покинуть страну

Братья Дарденн предлагают бонус в обмен на жизнь

Фильм киноклассиков «Два дня, одна ночь» претендует на все главные награды Каннского фестиваля
0
Братья Дарденн предлагают бонус в обмен на жизнь
Кадр из фильма «Два дня, одна ночь». Фото: kinopoisk.ru
Выделить главное
Вкл
Выкл

Еще до начала 67-го Каннского фестиваля было понятно, что угадать призы на этот раз окажется непросто. Поскольку во главе жюри — уроженка Новой Зеландии Джейн Кэмпион, не просто единственная женщина-режиссер, которая удостоилась «Золотой пальмовой ветви» Канна («Пианино», 1993), но убежденная феминистка и человек радикальных взглядов.

Как эти взгляды повлияют на оценку конкурсной программы, судить трудно. К тому же Кэмпион не раз признавалась, и в Канне в том числе, что ее крайне раздражает узурпация профессии режиссера мужчинами. Именно поэтому на женщин-режиссеров публика обращает особое внимание, ведь председатель априори на их стороне.

Два «женских» фильма, уже показанных в конкурсе, — итальянский «Чудеса» (режиссер Аличе Рорвахер) и японский «Недвижная водная гладь» (режиссер Наоми Кавасе, у которой уже есть Гран-при за «Траурный лес») в чем-то похожи: в обоих действие происходит вдали от шумных городов, на лоне природы, в обоих в центре сюжета — дела семейные, причем увиденные глазами самых младших членов этих семей. В итальянском фильме главные герои — совсем дети, в японском — юноша и девушка 16 лет. Итальянский — светлее и поэтичнее, а в одной из ролей, феи из телевизора, снялась звезда мирового уровня Моника Белуччи.

Японский — мрачнее и склонен к рассуждению на вечные темы: жизни, смерти, присутствия потустороннего и способности человека постигать высшие смыслы. Однако бесхитростность итальянской истории куда больше способна приблизить зрителя к этим самым высшим смыслам, чем многозначительность японского.

Идеальный пример того, как простота может работать на создание мощнейшего фильма, вновь предъявили братья Дарденн. Они уже давно в обойме главных режиссеров Европы, неоднократно получали призы в Канне, но участвующие в нынешнем конкурсе «Два дня, одна ночь» — едва ли не самый совершенный фильм Дарденнов. Представленный в фестивальном каталоге синопсис уместился в две строчки: «В распоряжении Сандры — два выходных дня, чтобы встретиться с коллегами и убедить их пожертвовать бонусами ради того, чтобы ее не увольняли».

Сандра (Марион Котийяр) живет с мужем и двумя маленькими детьми в каком-то бельгийском местечке, работает на некоем предприятии (мы так и не узнаем, что оно производит), управляющий которого поставил сотрудников перед дилеммой: либо все они получают бонусы, но тогда один из них, а именно Сандра, подпадает под сокращение, либо девушку оставляют на работе, но с премиями придется проститься.

Бонусы немаленькие — по €1 тыс., а народ в местечке небогатый и такими деньгами разбрасываться не привык. Но у Сандры — пиковая ситуация. Без ее зарплаты семье не выплатить ипотеку за дом, кроме того, у героини недавно был нервный срыв, она еще живет на успокоительных, а потеря работы грозит новой глубокой депрессией.

Лучшая подруга, она же коллега, убеждает Сандру и ее мужа: необходимо объехать всех сотрудников и попросить проголосовать в ее пользу. Это унизительно и, скорее всего, бесполезно. Но иного выхода нет. Собственно, в фильме происходит только это: встреча героини с коллегами, примерно одни и те же слова с ее стороны, но разная реакция — с их. Кто-то соглашается, кто-то, мучительно для себя, но отказывает, для кого-то ситуация чужой беды вдруг становится переломной в собственной жизни.

При этом режиссерам удается добиться напряжения, которое редко встречается даже в триллерах. Как они это делают, непонятно. Слово «мастерство» более чем уместно, но и оно мало что объясняет. Конечно, большую роль играет то, что зритель, на какой бы ступени социальной лестницы не находился, легко подключается к ситуации: подобное может случиться с каждым, конкуренция велика и среди топ-менеджеров, и среди рядовых сотрудников.

Еще один важный момент: у Дарденнов предельно точно, буквально как в самых успешных голливудских мейнстримовских фильмах, выверена структура сценария — завязка, развязка, поворотные пункты, — всё на своих местах, ни минутой раньше, ни минутой позже. Убежденность некоторых, российских в том числе, режиссеров, что артхаусному кино структура не нужна, Дарденны своим фильмов разбивают подчистую.

По словам режиссеров, снять фильм по этому сюжету они задумали давно. А встретив однажды случайно в лифте Марион Котийяр, поняли, что она — их героиня. Хотя снимать популярных актеров — совершенно не их традиция. Именно поэтому Котийяр даже не мечтала когда-либо попасть к Дарденнам, а получив предложение, согласилась сразу.

Это третье подряд появление Марион Котийяр в конкурсе Канна: в прошлом году была «Иммигрантка» (в российском прокате — «Роковая страсть»), в позапрошлом — «Ржавчина и кость». Но сейчас она близка к актерской «Пальме», как никогда. Впрочем, «Два дня, одна ночь» могут получить и призы за лучший фильм, режиссуру, сценарий.

Что касается награды за лучшую мужскую роль, на нее явно могут претендовать актеры из американского «Охотника на лис» (Foxcatcher) — замаскировавшейся под спортивную драму истории про то, как один человек пытается всецело подчинить себе волю другого. Фильм, вызвавший очень благожелательную реакцию каннской публики, снял режиссер Беннетт Миллер («Капоте», «Человек, который изменил всё»), а центральные роли исполнили Ченнинг Татум, Марк Руффало и Стив Карелл.  

Хотя фестиваль уже вышел на финишную прямую, впереди в конкурсе еще несколько ударных премьер: фильмы Мишеля Хазанавичуса, Жан-Люка Годара, Кена Лоуча, Ксавье Долана, Оливье Ассайаса, Андрея Звягинцева.

Россия в этом году, помимо «Левиафана» Звягинцева в основном конкурсе, представлена еще и в конкурсе короткометражных фильмов картиной «Последний», снятой в копродукции с Азербайджаном. Это дебют известного сериального режиссера Сергея Пикалова в нетелевизионном формате, а также дебют в игровом кино молодых продюсеров Марии Ивановой и Насиба Пириева. Во вторник они давали пресс-конференцию в Российском павильоне.

«Последний» — фильм о последнем, оставшемся в живых, ветеране мировых войн, действие которого происходит в недалеком будущем, ничем не отличимом от настоящего. Сюжетную идею принес режиссер, он же автор сценария Сергей Пикалов, и она удивительным образом совпала с тем, что хотели снять продюсеры. Фильм — о старом человеке, живущем в удаленном уголке континента. На главную роль выбрали азербайджанского артиста Идриса Рустамова, в реальной жизни еще совсем не старого, но, благодаря удивительной фактуре, выглядящего, как человек, живущий на земле вечно.

Музыку написал Алексей Айги, а оператором стал Денис Мадышев, как и продюсеры, пришедший в игровое кино из документалистики. Тандем оператора и режиссера, сложившийся на «Последнем», оказался столь крепким, что теперь они собираются вместе снимать свой первый полнометражный игровой фильм.

А их короткометражку тем временем ожидает насыщенная фестивальная судьба. В течение ближайшего месяца «Проследний» будет участвовать в конкурсе «Кинотавра», программе ММКФ, а затем отправится на фестиваль в Палм-Спрингс, куда русские фильмы попадают нечасто.          

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности