Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Американо-советский синдром

Писатель Дмитрий Дробницкий — о невоспроизводимости советского в новых исторических условиях
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Относительно недавно Владимир Путин в разговоре с прессой пересказал знаменитую фразу Карамзина: «Если каждого русского как следует поскрести, найдешь татарина». 

И сколько копий было сломано вокруг этой фразы!  Но когда то же изречение было произнесено президентом страны, оно несколько разрядило обстановку и отправило русский вопрос на несколько лет в неопасное с идеологической точки зрения место хранения. 

Однако с присоединением Крыма хранилище оказалось вскрыто. Еще никогда за новейшую российскую историю словосочетание «русский человек» не было в таком почете. Всякие отрицательные коннотации с него сняты. Те люди, что ранее столь упорно отказывались произносить «россиянин» вместо «русский» и которых за это столь же упорно подвергали остракизму, теперь в основном на коне. Во всяком случае, те из них, кому хватило ума угадать, как правильно подать свою позицию. 

Но давайте зададимся, казалось бы, кощунственным вопросом: а что есть русский человек сегодня? Давайте «поскребем его», не в этническом смысле, а в культурном. Давайте попробуем понять, какие «культурные коды» его определяют, какие смыслы он транслирует и, наоборот, какие трансляции он воспринимает, как свои, знакомые и родные...

И вот тут у нас случится «культурный шок». 

Дело в том, что под тонким слоем «русской весны» мы обнаружим причудливый иероглиф, включающий в себя ― наподобие инь и ян ― две составляющие: советскую и американскую. 

Советская часть отвечает за понимание социальной справедливости, того, «как все вернуть», за ностальгию по сверхдержаве... точнее, за ту травму, которую ее распад оставил в душе каждого, кого распад СССР застал в сознательном возрасте. 

Американская же часть отвечает за быт, восприятие масскульта (и даже телевизионной картинки вне зависимости от пропагандируемых ценностей), поведение в глобальной паутине...

Здесь надо сделать два важных уточнения. Во-первых, это вовсе не означает, что наш человек из Москвы или Калуги является частичной копией человека из штата Айдахо. Отнюдь! В Айдахо живут локальные американцы, которые отличаются от их восприятия вне США так же разительно, как реальные полицейские в Чувашии от героев сериала «Менты». 

Важной составляющей нашего человека (впрочем, как и любого другого человека в сегодняшнем мире) является глобальный американец, американец «специально приготовленный», чтобы стать реципиентом американской «мягкой силы». Не грубой и прямой пропаганды, а трансляции ценностей через более тонкие каналы. Что ж, поэтому такая сила и называется «мягкой». 

Во-вторых, не стоит обманывать себя, глядя на предметы вокруг себя, что они имеют какое-либо иное, нежели американское, происхождение (в смысле замысел, идею). Я всегда люблю приводить пример сетевых японских ресторанов. Все они (некоторые ― даже в Японии) являются американскими в том смысле, что были придуманы, разработаны и затем распространены американцами. 

Соответственно конструировалась и кухня, и логистическая цепочка. Так, роллы ― американское изобретение, а в одну из крупнейших российских сетей японских ресторанов ингредиенты изначально завозились из США, ведь там уже все было готово к употреблению. И это лишь крошечный фрагмент глобальной американской технологии воспроизводства буржуазного быта и модели бизнеса. 

Если сюда прибавить Голливуд, айфон, GPS, социальные сети, самые различные американские системы менеджмента и т.п., то мы получим машину по воспроизводству глобального американца

Голливуд в этом смысле особенно показателен. Отечественные киноленты ― это или ремейки советских фильмов (особенно много таких о войне, и иногда они даже получаются неплохо), или подражание фабрике грез. 

«Сталинград» ― неплохой фильм, вот только совершенно американский. Даже изображение главного отрицательного героя-немца американское, голливудское.

 Возникает резонный вопрос: а можно ли создать машину по «производству» советского человека, тем более что последние крымские настроения подталкивают нас именно к этому решению? Что ж, история СССР показала, что советский человек невоспроизводим. Он затратен. 

Не в том смысле, что он дорого стоит ― думаю, о стоимости человека во времена СССР даже не задумывались, ― а в том, что человека этого можно лишь потратить: на коллективизацию, на индустриализацию...

Но это во времена жесточайшего тоталитарного зажима и сверхусилий. А в позднесоветский период началось подмешивание общества потребления в СССР (помните: все более полное удовлетворение растущих потребностей советских людей?). При этом трата человеческого материала продолжалась, только вот задачи все мельчали и мельчали. 

Отчасти потому, что тратить горстями и ведрами, как это происходило в 1930-е, уже было боязно ― людей могло не хватить, да и отдача очевидно падала...

Мне, разумеется, могут возразить, что у нас есть много чего русского. Но давайте ответственно проанализируем это «много чего». На все примеры не хватит объема колонки, давайте приведем какой-нибудь один пример. 

Великая русская литература XIX века? Видите ли, мы ее в школе изучали или по советской хрестоматии, или на зло всем в оригинале (если он у кого был), при этом постепенно становясь антисоветчиком, то есть сырьем для глобального американца. И ведь это знак отчаяния, когда за примерами надо ходить так далеко в прошлое. 

Не говоря уже о том, что на весь мир Достоевского (наряду с Чеховым и Толстым) давно транслирует Америка, в том числе в виде голливудских экранизаций. И ничего специфически нашего в транслируемом нет, это уже давно часть глобального. Отчасти это хорошо, но «мягкую силу», исходящую из России, на этом не построишь. 

Можно попытаться ударить меня и побольнее и сказать: наша вера. Но удар уйдет в вату. Среди глобальных американцев огромное количество индуистов, буддистов и даже мусульман...

Таким образом, на поверку выявляются только две структуры: американская и советская. И советская не воспроизводится. Она мила нам, как память, но ничего, кроме антиквариата, сегодня из себя не представляет. И чем старше наши дети и внуки, тем тоньше и незаметнее советская часть иероглифа. 

А американская ― она чужая. 

И единственный выход из сложившейся ситуации ― заняться прочерчиванием нового иероглифа, разрабатывая такой «проект» человека, который распространялся бы глобально, раз уж Россия вновь обрела храбрость для глобального действия.

Автор — главный редактор портала «Терра Америка».

Комментарии
Прямой эфир