Пора забраться «под каблук»!
Апулия — самый южный регион Италии, карта которой похожа на сапожок, — находится в районе «каблучка». Российские туристы пока только открывают для себя эти удивительные места, чему местные жители несказанно рады. Им действительно есть что рассказать и показать путешественникам, причем в Апулии найдутся развлечения для людей с самыми разными интересами.
Любите вкусно поесть и хотите насладиться разнообразием итальянских вин — вам сюда, желаете прикоснуться к христианским святыням — и это здесь. Предпочитаете разнообразие архитектурных стилей и надеетесь увидеть древние памятники культуры и искусства — в этом регионе их много! А может, вы просто мечтаете лежать на песочке у моря и никуда не спешить? Пожалуйста! Для этих целей в Апулии есть множество пляжей и даже собственные Мальдивы! «Я вырос в небольшом городке далеко от моря, — рассказывает управляющий пляжем «Мальдивы Саленто» Вито Верджине. — Нам с друзьями редко удавалось выбраться на пляж, для нас всегда это было большим событием, и мы в шутку говорили друг другу: «Поехали на Мальдивы!»... Когда в 2000 году я взял у государства в аренду несколько километров заброшенной прибрежной зоны — я уже точно знал, что буду создавать здесь уютный и удобный пляж, свои собственные шикарные Мальдивы!» Так и получилось. Сегодня этот пляж в сезон (август) посещает до 7 тыс. человек в день, сюда приезжают туристы со всего мира!
Открытие сезона
Апулийское региональное агентство по туризму совместно с российским туроператором ICS Travel Group начали «открывать» для россиян Апулию лишь в 2012 году, но уже добились значительных успехов. «Этим летом мы будем формировать туры в Апулию в третий раз, и уже ясно, что спрос на путевки значительно превысит показатели прошлого сезона, когда этот регион Италии посетили около 40 тысяч россиян», — отметила Анна Филатовская, представитель компании ICS Travel Group.
В региональном агентстве по туризму Апулии также отмечают, что в среднем количество россиян, приезжающих сюда на отдых, с каждым годом увеличивается на 50%. Руководитель департамента коренная апулийка Надя Фортунато рекомендует: чтобы изучить этот уникальный регион со всех сторон, приезжать сюда следует минимум на две недели. «Раньше туристы из России стремились только в город Бари, где в соборе Святого Николая хранятся мощи святого, почитаемого в России как Николай Чудотворец, — рассказывает она. — Но ведь Апулия — это целое созвездие ярких городов, каждый из которых по-своему индивидуален!»
Две звезды
Два крупнейших города региона — Бари и Лечче — как инь и янь, как Москва и Санкт-Петербург, Тель-Авив и Иерусалим, как два лица Януса, две стороны одной медали — живут в вечном соперничестве и многовековом содружестве друг с другом.
Древний Бари — город-порт, где издавна жили рыбаки, моряки и торговцы, сегодня административная и деловая столица Апулии. Лечче — весь в завитушках барокко, со старинным амфитеатром в самом центре и собственным университетом, откуда раздается гомон молодежи, — дышит полной грудью и никогда не спит, как и положено настоящему курорту. У каждого из городов — своя футбольная команда. И пусть ни одна из них давно уже не показывала хорошей игры, но горе тому барийцу, который посмеет что-то худое сказать про команду Лечче, и наоборот.
«Барийцы говорят, что жители Лечче представляются вежливыми и милыми, а на самом деле лицемерны и коварны, — рассказывает экскурсовод Евгения Селищева. — А те, в свою очередь, считают людей из Бари грубыми и неотесанным». Но друг без друга они никуда: по каким-то странным стечениям обстоятельств именно жители Бари и Лечче чаще других апулийцев женятся друг на друге и переезжают работать и жить из одного города в другой, при этом проклиная новых родственников из «ненавистного» города вместе с их футбольной командой. Но любовь, как говорится, зла...
Свой путь
В каждом городке Апулии есть своя, присущая только ему изюминка. Где-то — это уникальная история, где-то — архитектура, где-то — народный промысел, а иногда — как в прибрежном Полиньяно — чашечка кофе. Да, да, именно ради «кафэ спечиале» приезжают сюда гурманы. Крепкий эспрессо, приправленный знаменитым ликером «Амаретто», густыми сливками и цедрой лимона, можно выпить не спеша, любуясь видом на бухту Адриатического моря, на гроты в скалах, переливающихся в лучах заходящего солнца, — что может быть романтичней!
В Лечче делают самые лучшие фигуры из папье-маше, а в Бари хранят секрет знаменитой апулийской пасты под названием «ушки». Городок Галатина славится своими кондитерами и фирменным рецептом пастичотто (пирожок из песочного теста, сдобренного цедрой лимона, запекается прямо с заварным кремом внутри), а местечко Гротталье — знаменитыми на всю Италию гончарами.
Художественная керамика — профессия, призвание и вся жизнь большинства местных жителей. На 35 тыс. человек населения в Гротталье приходится 52 профессиональных мастера, каждый со своим неповторимым «почерком» (особым узором рисунка, которым расписывают посуду из глины). Все они живут и работают на трех центральных улицах и здесь же держат магазины керамики, в которых продают свои изделия. «Мой дед открыл эту мастерскую в 1919 году, — рассказывает Антонио Ла Гротта. — Здесь работали мой отец, мой дядя, мои братья... Когда-то я хотел стать фотографом, но семейный бизнес внес коррективы в мои планы». Чем занимаются двое детей Антонио? — спросите вы. Конечно, учатся в той же Школе искусств, которую окончил сам мастер, чтобы продолжить дело отцов и дедов.
Загадка императора
Неподалеку от Бари расположен величественный средневековый замок Кастель дель Монте — вотчина императора Священной Римской империи Фридриха II (правил с 1198 по 1250 год), объект всемирного наследия ЮНЕСКО.
Восьмиугольное сооружение с восемью восьмиугольными башнями вот уже несколько столетий волнует умы архитекторов, историков, искусствоведов и всех мистически настроенных граждан, задающихся вопросом: а зачем, собственно, король Фридрих воздвиг себе такой «домик»? Оборонительным замок назвать сложно (а именно: для обороны от набегов врагов замки в общем-то и строили), поскольку стоит он на холме в чистом поле и попросту «открыт» для нападения.
Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать Фридриха: поклонника всего арабского (не оттуда ли восьмиугольные конструкции?), мистификатора, считавшего себя полубогом. Пятнадцать лет состоял он в письменной дискуссии с папой римским по поводу своего предназначения на бренной земле и в итоге был отлучен от церкви... Так для чего создал он Кастель дель Монте, этот памятник самому себе? Для защиты или устрашения?
А может, для долгих бесед с друзьями и приятных утех с женщинами? «Судя по следам от неких мостков, галерей, соединявших окна внутреннего дворика друг с другом, — последнее более вероятно», — считает экскурсовод Евгения Селищева. Есть мнение, что, когда в замке жили привилегированные гости — астрологи, философы, красивые дамы, — Фридрих пользовался этими мостками, чтобы переходить из одного помещения в другое, быстро, аккуратно и никого не смущая...
Жизнь «в руинах»
Городок Альберобелло, также охраняемый ЮНЕСКО, где живет всего-то около 11 тыс. человек, известен во всем мире благодаря маленьким белым домикам с конусообразной крышей — трулло.
Предки местных жителей в XV веке стали селиться на этой территории вопреки воле короля, а владевший землей феодал приказывал людям выдавать свои дома за сараи и руины, чтобы налог не платить. «Технология строительства трулло заключается в специальной укладке камней друг на друга без какого либо раствора, «сухим» методом, — рассказывает «трулловед» Джузеппе Маффеи. — Прознав о том, что высокое начальство едет в город с проверкой, люди просто вынимали из специального места — прямо над входной дверью — один камень, и трулло моментально наполовину разрушался, представляя собой жалкий вид явно нежилого сооружения».
Сегодня в Альберобелло, который еще называют «труллистраной», стоят около полутора тысяч сказочных маленьких домиков, в большинстве из которых, как и много веков назад, живут люди. Правда, теперь им уже не надо вынимать из стен камни, в трулло можно провести воду, отопление и электричество и даже сделать под крышей подобие второго этажа, где принято оборудовать спальни, но вот капитально перестраивать жилище никак нельзя! Объекты, внесенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО, должны оставаться в неизменном виде.
Интересно, что с 1897 года, когда Альберобелло обрел независимость, можно было уже не бояться короля и начать строить вместо трулло нормальные дома, но многовековая привычка взяла свое, и некоторые из новых домов в этом городке все равно удивительно напоминают старинные «гномичьи» домики.
Большая еда
Апулия — аграрный регион, повсюду, куда ни кинь взгляд, оливковые рощи и виноградники, а на вопрос: «Откуда в вашем ресторане рыба?» — любой официант удивленно ответит: «Из моря, откуда ж еще!» Здесь не знают, что рыба бывает замороженной, привезенной из другой страны, а оливковое масло может не иметь вкуса и запаха. Вино делают из красного и белого винограда специальных апулийских сортов, а сыры едят от производителей, которые покупают молоко у фермеров, чьи коровы пасутся не дальше 10 километров от самого сырного завода!
Адриатика, богатая на морепродукты, щедра к апулийцам в любое время года, и самая популярная паста здесь — с морепродуктами, самый распространенный морепродукт — осьминог! Его даже тушат с картошкой, а чтобы морской гад стал мягким, предварительно специально «кучерявят» — отбивают точно так же, как мы, к примеру, говяжью вырезку. Издавна осьминогов «кучерявили» сами рыбаки, отбивая их о камни прямо на берегу, где продавали свою добычу местным хозяйкам. Ничего не изменилось и сейчас: как «кучерявят» осьминога, можно увидеть, заехав на ежедневный импровизированный рыбный рынок на набережной городка Трани, рядом с огромным красивым собором святого Николая Паломника.
Но особая съедобная гордость Апулии — это, конечно, оливки. В регионе растет около 60 млн оливковых деревьев, многим из которых более двух тысяч лет! Их называют «бессмертным деревом с живительным соком» и считают национальными природными памятниками. Оливки с таких деревьев собирают только вручную, потому что от механической тряски древние стволы могут повредиться.
Все об оливках и оливковом масле, которое местные жители пьют ложками натощак и уверяют, что это помогает от всех болезней, можно узнать, посетив типичную апулийскую массерию — оливковую ферму. Многие из массерий сегодня переоборудуют в отели, развивая так популярный в Европе, но пока малознакомый россиянам экологический и аграрный туризм.
В гости к Альбано
Популярный в России итальянский певец Альбано Карризи (помните его знаменитую песню «Феличита»?) родился и вырос в Апулии. Поколесив по свету, он решил обзавестись на родине имением и, купив 200 га земли, построил собственный отель в стиле средневекового замка с нехитрым названием «Феличита», что в переводе на русский означает «счастье». У него есть и своя оливковая роща, и собственные виноградники, и подвал, где в больших бочках томится вино, которое потом разливают в бутылки с фотографией самого Альбано на этикетке... Несмотря на, казалось бы, «имперские» амбиции, Альбано Карризи — очень простой, открытый, дружелюбный человек и радушный хозяин. Его собственный дом находится за забором его отеля, и, если повезет, певца можно встретить на прогулке или у бассейна. А если повезет еще больше и у Альбано будет хорошее настроение, вы попадете в святая святых — студию маэстро, где было написано много знаменитых песен, и, может быть, вас даже пригласят распить с хозяином бутылочку вина.