Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Санкт-Петербурге умер директор Музея истории подводных сил России Михаил Юрченко
Общество
СК сообщил о проведении следственных действий с замглавы Минобороны Ивановым
Мир
Армения отказалась от участия в Международной встрече по безопасности в России
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве в Николаеве
Происшествия
Сбитый БПЛА в Белгородской области повредил частный дом
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Общество
В Госдуме предложили повысить стипендии до прожиточного минимума
Туризм
Turkish Airlines выпустила памятку для россиян о транзите в Латинскую Америку
Мир
Военный эксперт предсказал катастрофу новому возможному контрнаступлению ВСУ
Происшествия
Водитель Lada Priora вылетел из машины при ДТП в Санкт-Петербурге
Общество
Погибших в КЧР в результате нападения сотрудников полиции похоронили с почестями
Мир
Прозоров рассказал о взысканиях с СБУ за неудавшееся покушение на него
Мир
Столтенберг заявил об отсутствии у НАТО планов размещать ядерное оружие в Польше
Мир
Посольство РФ в Лондоне назвало помощь Киеву очередной подачкой
Мир
Боррель объяснил механизм возможного использования российских активов в Европе
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил об уничтожении беспилотника в регионе

Муниципалитеты обяжут заниматься стратегическим планированием

Инициированный президентом законопроект о стратегическом планировании будет принят во втором чтении до конца весенней сессии
0
Муниципалитеты обяжут заниматься стратегическим планированием
Фото: Екатерина Штукина
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В комитете Госдумы по экономической политике собрали поправки в инициированный президентом и внесенный правительством законопроект «О стратегическом планировании в РФ». По словам главы комитета Игоря Руденского, документ был существенно доработан после принятия в первом чтении еще в прошлом году и в него внесены принципиальные изменения. Так, одна из основных поправок в законопроект касается разработки стратегических планов экономического развития территорий не только на госуровне, но и на региональном и прежде всего местном — муниципальном уровне.

— Опыт показал, что качественных и эффективно реализуемых стратегий мало, обычно в таких документах много деклараций, правильных, но всё же далеких от жизни слов, и довольно мало проектных решений. Поэтому было принято решение на законодательном уровне увязать все планы стратегического развития в единый механизм, при этом исключить дублирующие функции и полномочия федеральных и региональных органов власти и органов местного самоуправления, — пояснил Руденский.

Это, по словам депутата, позволит обозначать долгосрочные ориентиры для бизнеса — поможет развивать производственную инфраструктуру в стране, снизить риски при принятии долгосрочных инвестиционных решений, а также избежать ошибок из-за неверной оценки текущей ситуации на местах.

Председатель комитета по экономической политике уверен, что решить задачи по снижению зависимости от мировых рынков можно только при условии существования эффективной системы стратегического планирования социально-экономического развития.

Он отметил, что на местном и региональном уровнях законопроект предоставляет широкие полномочия и возможности в организации систем планирования на своей территории. Также в законопроекте особое внимание уделено понятийному аппарату, даны определения, что такое госуправление, муниципальное управление, что такое целеполагание и т.д. По мнению Руденского, это позволит избежать сложностей в процессе правоприменения закона.

В текст законопроекта включена новая глава «Реализация документов стратегического планирования», в которой прописаны четкие механизмы реализации задач стратегического планирования на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации.

Вводится процедура контроля за исполнением документов стратегического планирования. Введена такая норма, как общественное обсуждение, согласно которой замечания и предложения, поступившие в ходе общественного обсуждения, должны быть рассмотрены федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, ответственным за разработку документа стратегического планирования

Законопроект дополнен статьей по информационному обеспечению стратегического планирования — создается федеральная информационная система стратегического планирования, в которой будут содержаться сведения, необходимые для принятия управленческих решений в сфере государственного управления.

Эксперты считают оправданной мерой включение в процесс госуправления всех уровней власти, начиная с органов местного самоуправления.

— Это абсолютно логичная мера. Оппозиция часто говорит, что стратегического планирования нет, что тактика подменяет собой стратегию, а вместо управления страной на несколько шагов вперед — затыкание дыр на локальном уровне. В этой ситуации вовлеченность муниципалитетов в стратегическое планирование даст наличие обратной связи с населением и сделает власть институтом «шаговой доступности». Конечным результатом должно быть улучшение социального самочувствия и снижение протестных настроений в регионах, где большинство конфликтов возникает как раз оттого, что крупные чиновники не слышат население, — считает политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.

По словам руководителя направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никиты Масленникова, стратегическое планирование действительно является одним из слабейших мест нашей экономической управленческой системы.

— На федеральном уровне существует несколько сотен документов, где так или иначе говорится о стратегическом планировании. А у каждого региона — по несколько десятков подобных документов. Наши федеральные цели часто не увязаны с региональными ресурсами, а региональные стратегии оторваны от состояния дел в муниципалитетах. И законодательная унификация стандартов сыграет здесь нужную роль, когда долгосрочное планирование будет идти по принципу — лучше меньше, да лучше, — говорит Масленников.

Он уверен, что необходимо грамотное привлечение муниципалитетов для налаживания диалога между гражданами и властью.

— Стратегическое планирование не может быть реализовано без обратной связи с гражданским обществом и бизнесом. Это крайне важно для планирования налоговой политики и распределения федеральных бюджетов, — утверждает эксперт.  

Между тем, по мнению руководителя Центра региональных исследований Ростислава Туровского, не стоит переоценивать влияние муниципалитетов на формирование вектора государственной политики. Он опасается, что тысячи предложений с мест могут расходиться с федеральными и даже региональными вариантами.

— Главная задача состоит в том, чтобы создать своего рода пирамиду стратегий в России, куда будут встроены региональные и муниципальные стратегии. И здесь муниципалитеты качественно на ситуацию не повлияют. С одной стороны, они могут разрабатывать свои предложения, но проблема в том, что даже в случае унификации их будет тысячи и они могут расходиться с федеральными и региональными вариантами. Поэтому основные решения всё равно будут приниматься на федеральном уровне, а муниципалитеты задействуют только в рамках консультаций по поводу более «высоких» стратегий, — полагает Туровский.

Законопроект был разработан в соответствии с указом президента РФ от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной госэкономической политике». Документ был внесен в нижнюю палату парламента еще 1 октября 2012 года, а принят в первом чтении в ноябре 2013 года. 

Комментарии
Прямой эфир