Опрос «Известий»


Технологии биометрической аутентификации все прочнее входят в нашу жизнь. В одно из студенческих общежитий Москвы уже сегодня можно попасть только по отпечатку пальца. А на ваш взгляд, актуальна ли в современной России проверка человека не по документу, удостоверяющему личность, а по сетчатке глаза или отпечатку пальца?
Артур Арутюнов, начальник службы безопасности компании «Аркан»
Отпечаток пальца не всегда удобен. В уличных условиях (к примеру, проверка паспортного режима сотрудниками полиции) надо каждому наряду (минимум — наряду, а то и каждому сотруднику) выдавать соответствующий прибор для сканирования и поиска в базе. А стоит он, я полагаю, немало.
Но в стационарных условиях, безусловно, это удобно: те же студенческие общежития. В перспективе можно развить и на государственные учреждения, банки, почтовые отделения... Не надо паспорт носить, а может, и вообще он не нужен будет, если все по отпечатку. Но встает вопрос базы данных! Чтобы удостовериться, кому принадлежит отпечаток, необходимо собрать отпечатки всего населения РФ, а это — большие финансовые и временные затраты, к тому же не все люди пойдут на дактилоскопию (религиозные, морально-этические убеждения населения). Отдельная проблема — снимать отпечатки с иностранцев при въезде в Россию. Хотя некоторые пробные шаги в этой области есть — биометрический загранпаспорт, например.
Еще один важный вопрос — надежность аппаратуры сканирования (считывания). Столкнувшись на практике с подобными устройствами еще четыре года назад, мы были неприятно удивлены ограниченными способностями подобных устройств и не всегда удовлетворительными тестами на ложное срабатывание/несрабатывание и отказоустойчивость. Приходилось дополнительно создавать для данной аппаратуры условия, чтобы она хорошо работала. А это опять же дополнительные затраты. Но эту проблему наверняка со временем решат.
Елена Плахова, руководитель департамента корпоративных коммуникаций Corum Group
Не думаю, что эта инициатива соответствует текущему этапу развития инфраструктуры Российской Федерации. Подчеркну: я приветствую инициативы по расширению использования биометрической аутентификации человека — прогресс не может и не должен стоять на месте. Но на деле мы видим, что страна пока не в полной степени готова даже к заграничным паспортам с биометрическими данными. Проект хоть и внедряется с 2006 года, но крайне медленно и только в ряде крупных деловых центров страны. Возможно, отдельные инициативы в общежитиях Москвы и Томска продвинут ситуацию к лучшему и вскоре новые технологии перестанут быть диковиной, а войдут в нашу повседневную жизнь.
Станислав Емельянов, заместитель генерального директора компании Omnicomm
Проверка по документу, удостоверяющему личность, никак не противоречит биоидентификации. Все зависит лишь от того, какие признаки в этом документе перечислены. Если это водительское удостоверение, то проверяется фотография, и происходит это визуально. Если же это загранпаспорт нового образца или легендарная универсальная электронная карта, то проверяться могут отпечатки пальцев или снимок сетчатки. Важно, однако, понимать, что внедрение любой системы идентификации размером большим, чем один офис, — весьма сложный и затратный процесс: потребуется и массовое оснащение проверяющих считывателями, и создание немалой онлайн-базы идентификаторов или выпуск документов со встроенным защищенным электронным хранилищем. В каждом отдельном случае нужно отдавать себе отчет в том, существует ли на самом деле проблема и оправдает ли выигрыш от использования новых технологий затраты на их внедрение. Например, мы в наших системах мониторинга используем идентификацию водителей, но вполне обходимся ключами touch memory — решением, адекватным по защищенности, стоимости и простоте использования.
Александр Терюшов, руководитель отдела по разработке коммерческих предложений FM Logistic
Например, в контексте складской логистики очень важна точная авторизация человека, комплектующего заказ, использующего технику, работающего в зоне повышенной опасности или с товарами высокой стоимости. Отпечаток пальца или сетчатку нельзя передать, подделать, потерять или забыть. Как результат, повышается качество измерения производительности, уверенность, что в соответствующих зонах и со специальной техникой работают люди, имеющие необходимые допуски. В качестве дополнительного преимущества — снижаются затраты на обеспечение каждого сотрудника пропуском или иным документом, повышается эффективность за счет отсутствия лишних действий (достать карточку, убрать карточку) и издержек в случае, если человек забыл свой документ.
Юрий Зорин, исполнительный директор компании «Хино Моторс Сэйлс»
Я считаю, это отличная практика, которую уже давно применяют за рубежом, а именно — в процветающей с точки зрения технического прогресса Японии. Там большинство банкоматов оборудовано специальной системой, идентифицирующей рисунок сосудов на пальце, который необходимо разместить на специальном сканере. После этого полученное изображение сравнивается с уже сохраненными в базе данных биометрическими данными пользователя.
Подобные технологии уже дали свой отклик в области безопасности по всему миру. Повсеместно в развитых странах мы проходим контроль в аэропортах. Там нас раздевают, ощупывают и аутентифицируют по сетчатке глаз и отпечаткам пальцев. На мой взгляд, это отличная замена документам, которые постоянно приходится носить с собой. Что касается применения подобной технологии в общежитиях, то все мы прекрасно знаем, как легко можно пройти в подобные учреждения по поддельным студенческим билетам или ксерокопии паспорта, поэтому, думаю, это хорошая инициатива, призванная повысить безопасность и контроль.
Арсен Нерсисян, основатель проекта The Orator Club
Идентификация человека по сетчатке глаза или отпечаткам пальцев — это, конечно, как в крутых блокбастерах. Однако у меня есть большие сомнения по поводу скорой реализации данных инициатив в нашей стране, где, например, до сих пор нет единой базы правонарушителей. Думаю, этот выбивающийся по значимости и затратам проект не будет работать. Получится, как в истории с дорогим инновационным медицинским оборудованием: средства из бюджета выделили, но ощутимого толку от этого проекта нет. В России сейчас тысячи более актуальных проблем, которые необходимо срочно решать и на которые гораздо важнее потратить миллионы и миллиарды рублей.