На реконструкции завода «Москвич» украли 700 млн рублей
Следственное управление Федеральной службы безопасности возбудило уголовное дело по факту мошенничества в особо крупном размере при реконструкции завода «Москвич». Об этом «Известиям» рассказал источник в Генпрокуратуре, сославшись на то, что в ведомстве есть копия документа. По данным следствия, в рамках проекта по
реконструкции АЗЛК «Москвич» в общей сложности было похищено не менее 700 млн рублей. Следователи подозревают в причастности к хищению бывших руководителей компаний, выполнявших работы по реконструкции завода и получивших деньги от чиновников из команды Юрия Лужкова, который на тот момент занимал пост мэра столицы.
«Если купленной краской покрасить пол, слой будет больше метра»
Конкурс на проектирование и реконструкцию комплекса зданий завода «Москвич» ценой 4 млрд рублей (предприятие прекратило производство автомобилей в 2001 году) провели в 2007 году. Сегодня здесь располагается производственное помещение центра инновационного производства «Технополис Москва». Тендер выиграло ООО «Волго-Вятская строительная компания» (ВВСК). ВВСК провела проектные и строительно-монтажные работы в рамках госконтракта, привлекая субподрядчиков и заключив несколько допсоглашений. Работы принимало и оплачивало ГУП «Строительство и эксплуатация промышленных объектов» (ГУП «Стройэкспром»). По словам источника «Известий», деньги из столичного бюджета выделял департамент науки и промышленной политики, когда мэром города был еще Юрий Лужков. Средства переводились на счет в ООО КБ «Огни Москвы» (крупнейшим владельцем банка была и является Мария Росляк, дочь экс-заместителя мэра Москвы Юрия Росляка).
Следствие установило, что в рамках проекта по реконструкции АЗЛК «Москвич» в общей сложности похищено не менее 700 млн рублей, рассказывает источник. К такому выводу следователи пришли на основании экспертных заключений. Согласно заключению ОАО «НИЦ «Строительство», сметная документация и сметная стоимость по проекту недостоверны и не соответствуют разработанной проектной документации. Например, переплата на работы по огнезащитному покрытию металлоконструкций превышает 267 млн рублей — объемы и виды этих работ не обоснованы ни в проектной документации, ни в сметных расчетах.
— В постановлении о возбуждении уголовного дела говорится, что неустановленные лица завышали объемы выполненных работ, нормы расхода использованных материалов, повторно учитывали выполнение одних и тех же работ, — комментирует собеседник. — К примеру, в акте о приемке выполненных работ по ремонту полов в корпусе № 5 указан тип полов, которого нет в утвержденной проектно-сметной документации. Так, общее завышение по этому типу работ составило порядка 87 млн рублей.
По словам источника, компания оплатила расход краски в объеме, в разы превышающем норму.
— Если купленной краской покрасить пол, то слой будет больше метра. Завышение по данному виду работ порядка 12,9 млн рублей, — говорит источник.
Кого проверят на причастность к хищениям
Сотрудник Генпрокуратуры говорит, что в первую очередь на причастность к преступлению проверяются бывший генеральный директор ГУП «Стройэкспром» Александр Юзвик, экс-гендиректор ВВСК Вячеслав Александров и нынешний гендиректор ВВСК Александр Базанков, так как именно этими именами подписаны госконтракт, а также ряд допсоглашений.
Руководство ВВСК, по заверению секретаря нижегородской компании, не смогло ответить на запрос «Известий» из-за отсутствия на рабочем месте.
— Кроме руководства, никто этот вопрос прокомментировать не может, — сказал секретарь ВВСК.
Экс-гендиректор «Стройэкспрома» Александр Юзвик сейчас возглавляет ключевой строительный ФГУП при Спецстрое России (ФГУП «ГУССТ № 1 при Спецстрое России»; само ведомство отвечает за стройку объектов для Минобороны). В пресс-службе этого ФГУПа сообщили, что «не готовы комментировать историю, поскольку она не имеет отношения к нынешней деятельности Александра Петровича Юзвика».
В рамках расследования дела уже прошли обыски в ООО «ВВСК» в Нижнем Новгороде, а также в ГУП «Стройэкспром».
Московские структуры кивают на старое начальство
— У нас прошли следственные мероприятия, в рамках которых мы предоставили всю информацию по проекту реконструкции корпуса № 5 в период 2007–2011 годов, — рассказывает гендиректор «Стройэкспрома» Игорь Ищенко. — Госконтракт № 125 был заключен на сумму более 4 млрд рублей. Эта сумма выделялась при прежнем мэре, а подрядчика выбирал Тендерный комитет. Наша команда работает здесь с 2011 года, и никто из руководителей прошлой управляющей компании сейчас в «Технополисе Москва» не работает. Вообще я не видел ни одной стройки, где не было бы претензий. С другой стороны, контракт приемочная комиссия признала выполненным в полном объеме, здание было введено в эксплуатацию.
В корпусе № 5, который был реконструирован, на текущий момент находится конгресс-центр «Технополис» площадью 2164 кв. м, в котором есть конференц-зал, переговорные, шоу-рум и лаунж-зона.
В пресс-службе департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы отметили, что команда ведомства поменялась в 2011 году, поэтому комментировать чужие решения было бы некорректно.
— С 2011 года департамент неоднократно проверяли контролирующие органы, которые нарушений не выявили, — сказали в пресс-службе.
Дело на 700 млн — эхо бизнес-войны
Председатель Антикоррупционного комитета при Московской торгово-промышленной палате Мансур Юсупов в разговоре с «Известиями» предположил, что текущая следственная активность ФСБ — это продолжение конфликта между двумя бывшими партнерами — бенефициарами ВВСК Станиславом Котельниковым и Сергеем Дегтяревым. По информации Юсупова, ВВСК в 2000-х годах могла крайне успешно получать госконтракты благодаря коррупционным схемам с использованием фирм-«прокладок». Собеседник сообщил, что разлад между Котельниковым и Дегтяревым произошел в 2011–2012 годах — а в 2012-м Дегтярев оказался единственным бенефициаром ВВСК.
— Тогда ГСУ МВД по Нижегородской области (ВВСК зарегистрирована в этом регионе), по моему мнению, законно завело уголовное дело по ст. 159 УК («Мошенничество») — по признакам рейдерства, но позже дело было прекращено, и партнерам предложили судиться в гражданском судопроизводстве, — говорит Юсупов. Он надеется, что силовики смогут распутать это дело и в конечном счете выйти на самих бенефициаров.
Сейчас, по данным ЕГРЮЛ, ВВСК на 99% принадлежит компании «Палома» Алексея Зорина, еще 1% числится за ним лично. Источник «Известий» в Генпрокуратуре уточнил, что на момент заключения контракта на реконструкцию «Москвича» собственниками ВВСК были Рудольф Котельников и Алевтина Котельникова, родители Станислава Котельникова. При этом собеседник добавил, что обыски также прошли у детей Сергея Дегтярева — Глеба Дегтярева и Евгении Дегтяревой (ранее была владельцем ВВСК).
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин заявил «Известиям», что строительство и коммунальное хозяйство — две сферы, где коррупция встречается чаще всего.
— Привлечение большого количества субподрядчиков — это первый признак коррупционной схемы. Также, как правило, пересматривают цену контракта — сначала предлагается низкая цена, а затем она пересматривается в сторону повышения путем заключения допсоглашений, — отмечает Делягин. — Очевидно, что в 2007 году на крупных контрактах работали люди из команды прежнего мэра, которые чувствовали себя защищенно. Теперь силовики начинают повторно проверять потенциально коррупционноемкие проекты.