Московский зоопарк готовит законопроект против частных зверинцев
Московский зоопарк разрабатывает проект федерального закона, с вступлением которого нелегальными окажутся большинство ныне действующих частных зверинцев. Документ будет готов этой осенью и пропишет жесткие требования к сотрудникам, условиям содержания животных, необходимым площадям. Как рассказал «Известиям» президент Московского зоопарка Владимир Спицын, закон «О зоологических парках» будет направлен Владимиру Путину с просьбой лично внести его в Госдуму.
— Сейчас бесконтрольно возникают частные псевдозоопарки и зверинцы, но нет нормативной базы, позволяющей приостанавливать их деятельность, — пояснил завотделом научно-методической работы Московского зоопарка Владимир Фролов. — В законе будут прописаны требования для зоопарков — это и необходимые площади, и квалификация обслуживающего персонала (он должен иметь профильное подготовительное образование), и такие вещи, как питание животных, ветеринарные нормы и др. Цель всевозможных частных зверинцев, называющих себя зоопарками, — заработать деньги, в то время как основная задача настоящего зоосада — это просвещение.
— Согласно приказу Министерства культуры, мы являемся головным зоопарком, поэтому занимаемся этими документами, — пояснил президент Московского зоопарка Владимир Спицын. — В законопроекте будут отражены основные положения: определение зоопарка, его задачи. Из них — изучение биоразнообразия и содержание коллекции животных; научное просвещение; исследование, а также отдых и рекреация.
Первый заместитель директора Московского зоопарка по научной работе Сергей Попов отметил, что сейчас зоопарки выпадают из правового поля.
— С одной стороны, это музеи, для которых существуют все необходимые законы, но с другой стороны, в них содержатся живые «экспонаты», которые размножаются, умирают и требуют особого ухода, — говорит он. — В то же время сами зоопарки периодически пытаются стать парками культуры и отдыха, то есть развлечь своих посетителей. Но в первую очередь они выполняют образовательную функцию, и это необходимо закрепить в законе.
Координатор проектов по сохранению видов WWF России Наталья Дронова рассказала, что в России уже более 10 лет не выдается разрешений на добывание видов, занесенных в Красную книгу РФ, с целью содержания в неволе.
— Такие разрешения Росприроднадзор выдает только в исключительных случаях, например для целей разведения (так, несколько лет назад в Московский зоопарк привезли манулов, пойманных в Читинской области). В зоопарках и питомниках могут формироваться резервные популяции редких животных. Например, лошадь Пржевальского сохранилась только в зоопарках, — рассказала Дронова. — А для восстановления зубра в природе использовались особи, разведенные в питомниках. В настоящее время в России зубров в вольноживущих популяциях более 450.
По словам эксперта, пополнение фондов зоопарков происходит в основном за счет разведения в неволе — зоопарки обмениваются особями.
— Зоопарки объединены в различные ассоциации, ведутся племенные книги, а по разведению каждого вида есть куратор, который решает, куда направить детенышей, формирует пары, — говорит Дронова. — Например, один леопард может принадлежать чешскому зоопарку, другой — португальскому, но они подходят друг другу по генетике, поэтому содержатся вместе. Торговля животными, занесенными в приложение I к Конвенции о международной торговле дикими видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), запрещена. Это, например, тигр, леопард, некоторые виды крупных попугаев, человекообразные обезьяны и т.д. Ими даже зоопарки не могут торговать — только обмениваться.
В то же время, по словам эксперта, частные зоопарки и зверинцы нередко обходят закон и покупают животных, в том числе редких, на черном рынке.
— Животные попадают на рынок двумя способами: легальный отлов по квоте (некоторые страны имеют квоты на отлов редких видов) или нелегальный отлов. Частные зоопарки никто по сути не проверяет, это большая проблема, и хочется надеяться, что новый закон это сможет урегулировать, — заключила Дронова.
Президент Центра защиты прав животных «Вита» Ирина Новожилова считает, что частные зоопарки и зверинцы — это масштабная проблема по всей России, их количество в последние годы резко увеличилось.
— Сегодня экзотических животных использует огромная индустрия. Этим способом посетителей завлекают в кафе, рестораны, торговые центры и даже используют как бонус при продаже недвижимости. Например, один из девелоперов построил зоопарк на четыре дома, — говорит эксперт. — Законодательство не регулирует эту область, а то, что действует, грубо нарушается. Так, еще с 1970-х годов работают правила техники безопасности и производственной санитарии, они не разрешают содержать животных в торговых центрах, тем не менее таких примеров множество.
По словам Новожиловой, в торговых центрах можно увидеть даже пингвинов и тюленей. Там невозможно создать нормальные условия: животным не хватает света, вольеры маленькие, посетителям разрешено кормить животных и идти на прямой контакт.
— Когда животные находятся в таких тесных условиях, их иммунная система перестает нормально работать. Самое страшное явление — это контактные зоопарки, которые распространяются с огромной скоростью. Например, на ВВЦ люди приходят в грязной одежде и кормят, гладят животных весь день. В Англии, например, даже в приютах для животных требования намного жестче, там посетители заходят только в халатах, на несколько минут, а прямой контакт запрещен, — рассказала эксперт.
В то же время директор по маркетингу компании «Гамма-Центр» Игорь Козуля опасается, что таким образом фактический монополист на этом рынке — Московский зоопарк — пытается в том числе ограничить конкуренцию.
— Я бы не хотел, чтобы с введением нового закона пришлось закрыть частные зоопарки, в которых содержатся домашние животные — собаки, поросята, хомячки, эти животные неприхотливы, — говорит эксперт. — В то же время для содержания больших экзотических животных стоит прописать жесткие нормативы.