Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Проверку качества топлива на заправках переложат на автомобилистов

Департамент природопользования попросит общественность сообщать о недобросовестных заправках
0
Проверку качества топлива на заправках переложат на автомобилистов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Власти намерены привлечь общественные организации и ассоциации автовладельцев к контролю АЗС для того, чтобы проверки проводились чаще и оперативнее. Как рассказал «Известиям» глава столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский, активистам разъяснят, какие у них могут быть полномочия, и попросят оповещать департамент о недобросовестных заправщиках. Представители общественных организаций выразили готовность работать с властями.   

Как отмечают в департаменте, плановые проверки власти могут проводить только раз в три года. Внеплановые проверки проводятся по жалобам, и активисты могут существенно увеличить их число. 

— Мы усиливаем общественный контроль, но необходимо подготовить людей, которые хотят помогать с проверками, — говорит чиновник. — Мы будем разъяснять активистам юридические аспекты, расскажем, что им можно делать и что нельзя. Например, они могут не знать, что проба бензина, взятая инкогнито, не является легитимной. При этом активисты, узнавшие о том, что на какой-то автозаправке непорядок, могут оповещать нас, и мы проведем свою проверку. 

Также, по словам Кульбачевского, до активистов необходимо довести информацию о том, что им стоит быть осторожнее с публикацией информации о качестве топлива на тех или иных заправках.

— Это могут посчитать ограничением конкуренции, и АЗС может подать в суд за клевету, — сказал чиновник. — Мы хотим сделать систему общественного контроля прозрачной и максимально соответствующей всем действующим законам, в том числе законам о проверочной деятельности. 

В 2013 году департамент природопользования провел проверки 118 АЗС и вынес 38 постановлений о назначении штрафов на сумму более 9 млн рублей. На сегодняшний день в черном списке департамента 18 заправок. В этом году за счет сотрудничества с общественными активистами планируется проверить около 300 АЗС, что составляет примерно треть от всех существующих в Москве заправок.

Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев рассказал, что организация готова сотрудничать с властями и добиваться от них оперативной реакции — официальной проверки и последующих санкций.

— Мы уже проводим проверки на наличие примесей с помощью моментальных тестов, для которых требуется всего капля бензина, — сказал он. — Результат получаем в течение 2–3 минут. Таким образом, вполне реально наладить систему контроля АЗС. В отличие от контролирующих органов мы не обязаны никого предупреждать о проверках. Если владельцы АЗС будут знать, что проверка приедет не раз в три года с предварительным предупреждением, а может нагрянуть в любой момент, они будут более ответственно относиться к поставляемой продукции.

По словам Канаева, активисты намерены связываться и с руководством сетей, в которых будет обнаружено несоответствующее нормам топливо. 

— Наша задача — не «мочить» кого-то, а повысить качество бензина, — сказал руководитель ФАР. — Поэтому если на одной из заправок компании «икс» продают бензин с примесью запрещенных веществ, мы пишем письмо руководству и прикрепляем результаты тестов. Помимо этого мы будем информировать автомобилистов: создадим на своем сайте интерактивную карту всех АЗС, где также будут представлены результаты тестов с данными о дате и времени их проведения. 

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин полагает, что некоторые компании попытаются подкупать общественников, чтобы через них вытеснить конкурентов. По его мнению, это будет срабатывать только в случае с теми компаниями, которые действительно реализуют некачественный бензин.

— Такая возможность всегда существует, но это не отменяет право общественных активистов проводить проверки, — говорит Травин. — При этом любой потребитель, а не только член какой-либо ассоциации может инициировать разбирательство. Если вы не уверены в качестве бензина, стоит сохранять чек, не исключено, что через несколько километров двигатель «застучит». В этом случае надо подавать претензию владельцам АЗС, а если в добровольном порядке ущерб не возмещают, надо идти в суд. Такие дела рассматриваются открыто, соответственно, сведения могут попадать в СМИ. Таким образом, благодаря вам информация станет открытой. 

Председатель Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин уверен, что необходимо скорректировать законодательство и дать контролирующим органам больше полномочий, а не полагаться на общественников.

— Сегодня им это интересно и этим можно воспользоваться для проведения регулярных проверок, а завтра активисты займутся чем-то другим и надзорные органы снова останутся без полномочий. Активные действия общественников хороши с точки зрения пиара, но не стоит рассчитывать на них как на рычаг, способный изменить ситуацию, — заключил эксперт.  

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир