Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Рубио указал на готовность США помочь в урегулировании конфликта на Украине
Общество
Число пострадавших в результате пожара на рынке Геническа выросло до восьми
Экономика
В Raiffeisen опровергли информацию о приостановке продажи бизнеса в России
Общество
Мосгорсуд продлил арест экс-замминистру обороны Иванову на три месяца
Общество
В ЛНР наемник ВСУ из Австралии предстанет перед судом за участие в боевых действиях
Общество
В Челябинской области пресечен канал контрабанды военной продукции
Армия
«Народный фронт» передал военным технику в память о военкоре «Известий» Федорчаке
Общество
Попова назвала пригодными пляжи Крыма и Севастополя для летнего курортного сезона
Армия
ВС РФ поразили ключевые производственные объекты выпуска БПЛА на Украине
Мир
Рубио назвал условие отмены санкций ЕС против России
Мир
Лавров отметил динамику диалога стран после встречи Путина и главы МИД Ирана
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Валентиновка в ДНР
Политика
Путин продлил срок госслужбы до 14 июня 2026 года замглавы МИД РФ Галузину
Мир
В Кремле указали на отсутствие призывов стран Европы к миру на Украине
Наука и техника
Ученые с помощью нового оборудования проверили образец Туринской плащаницы
Мир
Песков сообщил о передаче Путиным послания верховному лидеру Ирана Хаменеи
Политика
Путин освободил Павловского от обязанностей посла РФ в Австралии

Украинские гастроли МВФ

Писатель Вадим Левенталь — о том, какое экономическое представление готовит Украине международный капитал
35
Выделить главное
Вкл
Выкл

В широко распространенном видео, где Виктория Нуланд, заместитель госсекретаря США по европейским делам, говорит о $5 млрд, потраченных на демократию в Украине, интереснее всего, на мой взгляд, далеко не сами эти миллиарды.

Тот факт, что США тратят деньги на собственные интересы по всему миру, не секрет. Это, вообще говоря, нормально — каждый, у кого есть силы и время этим заниматься, лоббирует свои интересы.

Хорошо было бы узнать, кто конкретно получил эти деньги, посмотреть расписки, но расписками никто хвастаться не спешит, а без них эти $5 млрд остаются только «поддержкой демократии» вообще. (Заметим в скобках, что в свете всего произошедшего в Киеве совсем иначе выглядит наш закон об НКО, против которого так возмущалась известная часть общества: оказывается, никакого вреда, кроме пользы, от него нет — да, теперь нам важно посмотреть на расписки.)

Однако в этой же речи Нуланд есть и другие, куда более конкретные слова: «Это [украинское будущее] требует немедленных шагов по стабилизации безопасности, а также немедленных политических шагов по преодолению кризиса и возвращению Украины к диалогу с Европой и с МВФ. Реформы, на которых настаивает МВФ, необходимы для оздоровления экономики страны».

Нуланд — тертый калач, в начале 1990-х она была ответственна за связи с Ельциным и его окружением в московском посольстве США, она отвечала за русское направление в войне с Сербией, в число ее заслуг входит содействие процессу расширения НАТО на восток. Будучи заместителем «ястреба» Дика Чейни, она работала над политическим обеспечением вторжения в Ирак.

Такие люди словами не разбрасываются (разве что в частных телефонных переговорах — да, это именно она послала Евросоюз на четыре английские буквы, думая, что ее разговор с послом США в Киеве никто не слушает). Так что нужно понимать: США будут добиваться экономических реформ в Украине под патронажем МВФ — и любой, кто будет в этом вопросе недостаточно покладист, в мгновение ока окажется там же, где сейчас Янукович.

Мудреные слова об остро необходимых экономических реформах в сотрудничестве с МВФ звучат скучно, но содержание этих слов куда более веселое. Всё просто: с этим фокусом Всемирный банк и МВФ успешно гастролируют по миру уже без малого 20 лет.

Впервые в чистом виде номер был исполнен в Юго-Восточной Азии в 1997 году, когда слухи о шатком положении тайской валюты вызвали полномасштабный кризис на фондовых рынках в пяти странах. Тогда МВФ, подождав, пока кризис достаточно разовьется, предложил кредит, но только при некоторых условиях.

Условия эти с тех пор неизменны: снижение бюджетных расходов (а значит, массовые увольнения), распродажа госсобственности, приватизация центральных банков, радикальное изменение законодательства в сфере защиты труда (то есть, по сути, уничтожение такой защиты) и полная либерализация торговли (это значит, например, что местный фермер лишается государственной поддержки, вместо него еду людям продает международная компания, а фермер может идти туда, куда Нуланд послала ЕС).

Всё это обычно вызывает кризис уже настоящий, а не только фондовый. Миллионы людей теряют работу, миллионы оказываются за чертой бедности, не говоря уже о таких мелочах, как обязательный для такого рода процессов рост числа самоубийств, вспышек насилия на национальной почве, детской проституции и т.д.

И вот тут-то начинается вторая часть марлезонского балета: когда кризис снижает стоимость местных компаний до копеечных, транснациональные корпорации, те самые, у которых офисы в Лондоне и Нью-Йорке, а налоги где-нибудь на Кайманах, задешево скупают всё подряд.

Тогда, в 1997-м, в то же время, когда 24 млн человек в странах Юго-Восточной Азии потеряли работу, 20 млн оказались за чертой бедности, на 50% выросло число самоубийств и на 20% — показатель детской проституции, тогда же было произведено 186 слияний крупнейших компаний. Все, что корейцы, филиппинцы, индонезийцы, тайцы и малайцы десятилетиями с азиатским упорством строили, им пришлось подарить тем самым корпорациям, в руководство которых так любят приглашать чиновников из МВФ.

Этот фокус — деньги в долг в обмен на всё — показали грекам. Этот фокус показали испанцам. (А до того — иракцам. Они, правда, не очень хотели, пришлось побороться с диктатурой, и сразу стало понятно, что появилось новое определение диктатора: диктатор — это тот, кто не спешит с реформами по рецепту МВФ.)

Теперь представление покажут украинцам (с поправкой на то, что в Украине изначальный расклад далеко не греческий и уж тем более не испанский).

Запоминайте и не говорите, что вас не предупреждали: массовые увольнения, распродажа госсобственности, разгром КЗоТа, разорение сельского хозяйства, скупка иностранцами всего производства, а в качестве побочных эффектов — стремительное обнищание большинства населения, рост смертности и сокращение рождаемости, насилие на национальной почве (ибо виноватых будут искать среди жидов и москалей, а может, и наоборот) и прочие признаки оздоровления экономики.

Первое время вам будут говорить, что во всем виноват Янукович, доведший страну до ручки, потом — что во всем виновата Россия, которая ненавидит вас за то, что вы свободные. В лучшем варианте развития событий через какое-то время всё устаканится и вы обнаружите себя в большой прибалтийской стране, из которой половина народа уехала в Европу, чтобы мести там улицы, а другая половина за гроши работает на предприятиях, принадлежащих даймлерам и дженерал электрикам.

Что же до нас в России, то нам нужно крепко задуматься над этой историей и сделать из нее несколько очень неприятных выводов. В том числе и по поводу оглашенного вчера приговора по «болотному делу». Но это отдельный большой разговор.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением