Юрий Башмет показал олимпийский класс


В рамках VII Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи прошел интерактивный мастер-класс главного альтиста страны Юрия Башмета.
Участие в онлайн-уроке приняли юные музыканты из четырех городов: Новокуйбышевска, Новосибирска, Екатеринбурга и Ростова-на-Дону. Показ проходил с помощью телемоста между городами и сочинским Органным залом.
Участие местных музыкантов в этот раз не было запланировано: слишком много желающих было из других городов, да и у сочинцев есть возможность подойти к маэстро в любой день, пока идет фестиваль.
В ходе мастер-класса Башмет обращал внимание и на основы игры на струнном инструменте, и на более тонкие нюансы: «Ты все ноты выучила, а продаешь дешево. Войди в образ, разговаривай через музыку».
Из-за травмированной руки маэстро не играл на альте, но кое-что показывал на рояле. Что же касается творческих воспоминаний, то в них ограничений не было.
— Когда-то давно мы с Рихтером должны были исполнить на концерте сонату Шостаковича. И вот мы собрались на первую репетицию, играем, а ничего не получается. Час ночи. Он предлагает — давайте покурим? А сам не курит, только я. Я говорю — можно еще одну? И получаю ответ — если что-то нравится, это надо делать очень редко. Прошел еще час. Так ни к чему и не пришли. И он мне — говорите, что будем дальше делать, вы должны говорить. — Почему? — Потому что тот, кто стоит, и есть солист, — вспомнил маэстро.
В Новосибирске на связь с сочинским залом вышел давний друг Башмета Юрий Мазченко — один из пропагандистов старинного инструмента виолы д'амур. Он сообщил, что в следующем году планирует провести международный фестиваль этого инструмента. Маэстро пообещал инициативу поддержать.
— Вы — атлант. Это единственная серьезная школа игры на виоле д'амур, — обратился Башмет к Мазченко. — Когда-то ко мне попал этот инструмент и пролежал два года. Миша Мунтян (пианист, народный артист России. — «Известия») как-то сказал мне, что альтисты начинают играть на виоле д'амур не от хорошей жизни. И я ее так и не осилил. Потом этот инструмент попал к Тане Гринденко (худрук Академии старинной музыки. — «Известия»). А у меня до сих пор ностальгия, — поделился маэстро.
С большинством участников Юрий Башмет пообещал обязательно встретиться, когда будет на гастролях в их городах, а некоторых и вовсе взять в «серьезный оборот». Как маэстро признался позже, он отсматривает новых участников во Всероссийский юношеский оркестр: многие из оркестрантов вот-вот покинут его — выросли.
После мастер-класса поклонники поднесли музыканту фотографии — Юрий Башмет несет Олимпийский факел, а также высказали опасения по поводу судьбы фестиваля после Игр.
— Мы гордимся, что идем параллельно с Олимпиадой. Но начинали мы без нее. Когда Игры пройдут, в Сочи будет еще много новостей, — успокоил публику маэстро. — Многое придется расхлебывать, в хорошем смысле. Где-то раньше не было канализации, вдвое стало больше номеров в гостиницах. Экология стала лучше. Когда всё успокоится, сочинцы снова начнут жить и осознавать последствия. Всё будет другое. А фестиваль был до Олимпиады, сейчас идет с ней вместе и будет после.