Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Украина: возможен ли компромиссный сценарий?

Политолог Сергей Бирюков — о том, каким мог бы стать выход из затянувшегося украинского кризиса
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

3 февраля депутат от Партии регионов Юрий Мирошниченко в эфире украинского канала ICTV обнародовал информацию о готовности Виктора Януковича пойти на уступки украинской оппозиции и согласиться на возвращение к Конституции 2004 года, а также — на досрочные выборы президента и парламента.

Однако уже через два дня, 5 февраля, ситуация изменилась. Верховная рада во время своей сессии не стала создавать Временную специальную комиссию по внесению изменений в Конституцию страны, поскольку три оппозиционных фракции отказались в ней участвовать.

Инициативы оппозиции о возвращении к Конституции 2004 года были проигнорированы большинством в Верховной раде. Предложения лидеров оппозиции, в свою очередь, являются неприемлемыми для Виктора Януковича и большинства в Партии регионов. Так, Виталий Кличко настаивает на досрочных выборах президента, а Арсений Яценюк согласен возглавить правительство лишь при условии, что оно будет состоять из представителей оппозиции и таким образом сможет взять на себя «ответственность за судьбу страны».

На фоне очевидно неудавшегося компромисса в экспертном сообществе Украины и России продолжает обсуждаться вопрос о способности властей Украины прибегнуть к «силовому сценарию».

Притом что первый условный украинский «ГКЧП» — разгон стоявших на майдане Незалежности студентов 30 ноября прошлого года — уже потерпел неудачу. Лица, связанные с этой акцией, — мэр Киева Александр Попов, заместитель секретаря Совбеза Владимир Сивкович и начальник киевской милиции Валерий Коряк — были осуждены самой украинской властью и отправлены в отставку, и это в значительной степени дискредитировало саму идею применения силы.

Какова же реальная вероятность сегодня силового разрешения ситуации вокруг майдана? Совокупный ресурс действующей власти Украины, несмотря на протесты, внешнее давление и «олигархическую фронду», еще сравнительно велик. Единство в рядах украинской оппозиции является мифом. Запад, и прежде всего страны ЕС, едва ли заинтересован в дальнейшей дестабилизации Украины, ибо она грозит утратой рычагов влияния на ситуацию в стране.

Сохраняется контроль «регионалов» за регионами их традиционной поддержки. У мятежных областей сохраняется зависимость от финансирования из центрального бюджета, который контролирует действующая власть, сумевшая получить российский кредит и добиться снижения цены на газ. Параллельно с протестными действиями на Западе и в Центре страны происходит активизация жителей Юго-Востока Украины, которые заявляют о поддержке властей и противодействуют «экспорту революции» на свои территории.

Внутри самой Партии регионов, по утверждению украинских экспертов, действительно консолидировалось жесткое ядро, не приемлющее никаких односторонних уступок оппозиции, поскольку утрата власти в современной ситуации будет означать для них утрату собственности и иных статусов. Подтверждением этого является создание в Харькове по инициативе губернатора Михаила Добкина «Украинского фронта».

Однако попытка силового разгона майдана и подавления протестов  неизбежно столкнется с целым рядом ограничений. В ситуации произошедшего ослабления власти ввести в действие режим ЧП представляется затруднительным. В этом случае власти Украины смогут опираться только на силы МВД, поскольку украинская армия устами министра обороны уже заявила о своем нейтралитете, а Служба безопасности Украины выглядит  деморализованной происходящими событиями — что подтверждают, в частности, недавние изменения в ее руководстве.

Решившейся на силовой вариант власти сложно будет удержать ситуацию в Киеве и в большей части Центральной Украины. Централизованный контроль за Галичиной, где де-факто созданы и действуют параллельные органы власти, восстановить уже практически невозможно, а идея Галицко-Волынской ассамблеи постепенно становится реальностью. Напряженной остается обстановка в ряде восточноукраинских регионов, а также в Закарпатье. 

Силовой сценарий, очевидно, неприемлем и для США, и для ЕС, опасающихся самоизоляции Украины и выхода ее из сферы своего влияния. В случае силового варианта и отказа от переговоров санкции против украинских чиновников и провластных олигархов неизбежны, что ослабит способность властей удерживать ситуацию под контролем. Поддержка со стороны России по дипломатической и экономической линии, при всей ее значимости, едва ли позволит компенсировать эффект от возможного давления Запада.

Но не выглядят реалистичными пока и более мягкие сценарии развития событий. Против гипотетической федерализации страны выступает и оппозиция, и большинство в Партии регионов, опасаясь потери немалой части властных позиций и экономических активов. 

Результаты общеукраинского референдума о желательной форме правления, ассоциации с ЕС либо вступлении в Таможенный союз будут по-разному интерпретированы разными политическими силами и регионами страны. К разделению же Украины на два гипотетических государства не готовы ни украинская элита, ни вовлеченные в украинский кризис ЕС и Россия.

Любое полноценное политическое урегулирование на Украине сегодня практически невозможно без участия ЕС и России, а также без внешнего побуждения конфликтующих сторон к компромиссу.

Какой могла бы быть формула этого компромисса?

1. Украинским властям и оппозиции следует отказаться от идеи полной и безоговорочной победы одной из сторон, способной окончательно расколоть страну.

2. Искомый компромисс могло бы принести одновременное согласие власти и оппозиции на переход Украины к парламентско-президентской республике и федеративной форме государственного устройства. Данный компромисс может быть утвержден голосованием в парламенте.

3. Важная составляющая компромисса — формирование на срок до выборов 2015 года технического правительства во главе с внепартийным премьером, которое бы разработало и начало реализацию программ федеративной, налоговой, судебной и иных реформ, востребованных украинским обществом. 

4. Гарантами компромисса могло бы стать политическое руководство России и Германии, способное совместно повлиять на украинские события. 

Итак, пауза, связанная с началом Олимпиады в Сочи, должна быть использована для согласования позиций сторон и поиска столь необходимого для Украины компромисса.

Комментарии
Прямой эфир