Украина: возможен ли компромиссный сценарий?
3 февраля депутат от Партии регионов Юрий Мирошниченко в эфире украинского канала ICTV обнародовал информацию о готовности Виктора Януковича пойти на уступки украинской оппозиции и согласиться на возвращение к Конституции 2004 года, а также — на досрочные выборы президента и парламента.
Однако уже через два дня, 5 февраля, ситуация изменилась. Верховная рада во время своей сессии не стала создавать Временную специальную комиссию по внесению изменений в Конституцию страны, поскольку три оппозиционных фракции отказались в ней участвовать.
Инициативы оппозиции о возвращении к Конституции 2004 года были проигнорированы большинством в Верховной раде. Предложения лидеров оппозиции, в свою очередь, являются неприемлемыми для Виктора Януковича и большинства в Партии регионов. Так, Виталий Кличко настаивает на досрочных выборах президента, а Арсений Яценюк согласен возглавить правительство лишь при условии, что оно будет состоять из представителей оппозиции и таким образом сможет взять на себя «ответственность за судьбу страны».
На фоне очевидно неудавшегося компромисса в экспертном сообществе Украины и России продолжает обсуждаться вопрос о способности властей Украины прибегнуть к «силовому сценарию».
Притом что первый условный украинский «ГКЧП» — разгон стоявших на майдане Незалежности студентов 30 ноября прошлого года — уже потерпел неудачу. Лица, связанные с этой акцией, — мэр Киева Александр Попов, заместитель секретаря Совбеза Владимир Сивкович и начальник киевской милиции Валерий Коряк — были осуждены самой украинской властью и отправлены в отставку, и это в значительной степени дискредитировало саму идею применения силы.
Какова же реальная вероятность сегодня силового разрешения ситуации вокруг майдана? Совокупный ресурс действующей власти Украины, несмотря на протесты, внешнее давление и «олигархическую фронду», еще сравнительно велик. Единство в рядах украинской оппозиции является мифом. Запад, и прежде всего страны ЕС, едва ли заинтересован в дальнейшей дестабилизации Украины, ибо она грозит утратой рычагов влияния на ситуацию в стране.
Сохраняется контроль «регионалов» за регионами их традиционной поддержки. У мятежных областей сохраняется зависимость от финансирования из центрального бюджета, который контролирует действующая власть, сумевшая получить российский кредит и добиться снижения цены на газ. Параллельно с протестными действиями на Западе и в Центре страны происходит активизация жителей Юго-Востока Украины, которые заявляют о поддержке властей и противодействуют «экспорту революции» на свои территории.
Внутри самой Партии регионов, по утверждению украинских экспертов, действительно консолидировалось жесткое ядро, не приемлющее никаких односторонних уступок оппозиции, поскольку утрата власти в современной ситуации будет означать для них утрату собственности и иных статусов. Подтверждением этого является создание в Харькове по инициативе губернатора Михаила Добкина «Украинского фронта».
Однако попытка силового разгона майдана и подавления протестов неизбежно столкнется с целым рядом ограничений. В ситуации произошедшего ослабления власти ввести в действие режим ЧП представляется затруднительным. В этом случае власти Украины смогут опираться только на силы МВД, поскольку украинская армия устами министра обороны уже заявила о своем нейтралитете, а Служба безопасности Украины выглядит деморализованной происходящими событиями — что подтверждают, в частности, недавние изменения в ее руководстве.
Решившейся на силовой вариант власти сложно будет удержать ситуацию в Киеве и в большей части Центральной Украины. Централизованный контроль за Галичиной, где де-факто созданы и действуют параллельные органы власти, восстановить уже практически невозможно, а идея Галицко-Волынской ассамблеи постепенно становится реальностью. Напряженной остается обстановка в ряде восточноукраинских регионов, а также в Закарпатье.
Силовой сценарий, очевидно, неприемлем и для США, и для ЕС, опасающихся самоизоляции Украины и выхода ее из сферы своего влияния. В случае силового варианта и отказа от переговоров санкции против украинских чиновников и провластных олигархов неизбежны, что ослабит способность властей удерживать ситуацию под контролем. Поддержка со стороны России по дипломатической и экономической линии, при всей ее значимости, едва ли позволит компенсировать эффект от возможного давления Запада.
Но не выглядят реалистичными пока и более мягкие сценарии развития событий. Против гипотетической федерализации страны выступает и оппозиция, и большинство в Партии регионов, опасаясь потери немалой части властных позиций и экономических активов.
Результаты общеукраинского референдума о желательной форме правления, ассоциации с ЕС либо вступлении в Таможенный союз будут по-разному интерпретированы разными политическими силами и регионами страны. К разделению же Украины на два гипотетических государства не готовы ни украинская элита, ни вовлеченные в украинский кризис ЕС и Россия.
Любое полноценное политическое урегулирование на Украине сегодня практически невозможно без участия ЕС и России, а также без внешнего побуждения конфликтующих сторон к компромиссу.
Какой могла бы быть формула этого компромисса?
1. Украинским властям и оппозиции следует отказаться от идеи полной и безоговорочной победы одной из сторон, способной окончательно расколоть страну.
2. Искомый компромисс могло бы принести одновременное согласие власти и оппозиции на переход Украины к парламентско-президентской республике и федеративной форме государственного устройства. Данный компромисс может быть утвержден голосованием в парламенте.
3. Важная составляющая компромисса — формирование на срок до выборов 2015 года технического правительства во главе с внепартийным премьером, которое бы разработало и начало реализацию программ федеративной, налоговой, судебной и иных реформ, востребованных украинским обществом.
4. Гарантами компромисса могло бы стать политическое руководство России и Германии, способное совместно повлиять на украинские события.
Итак, пауза, связанная с началом Олимпиады в Сочи, должна быть использована для согласования позиций сторон и поиска столь необходимого для Украины компромисса.