Юрий Башмет и Фазиль Сей сыграли Моцарта для олимпийцев


Концерт «Звезды европейской музыки в Сочи» начался приятной церемонией: народный артист СССР Юрий Башмет получил премию Honoris Gratia за продвижение музыки польских композиторов.
Награду маэстро вручила вице-мэр Кракова Магдалена Срока. Как признался публике Башмет, несмотря на большое количество наград, он не устает им искренне радоваться.
— Критиковать себя лучше всего мы можем один на один, когда ложимся спать. А когда тебя награждают, это всё равно что слова мамы: «Трудись, а остальное приложится», — заявил главный альтист страны.
С Краковом маэстро связывает долгая история.
— Этот город оказался первым зарубежным городом в моей жизни. Туда поехал на гастроли студенческий симфонический оркестр Львовского политехнического института, я учился в школе, но был его участником. И меня очень удивило, что оперный театр в Кракове — близнец оперного театра во Львове. А Краков — очень польский город. Так что если при мне говорить по-польски даже какие-то самые секретные вещи, я всё пойму, — отметил Юрий Башмет.
Программа вечера, объявленная сильно заранее, в связи с церемонией претерпела изменения: открылся концерт незапланированной Торжественной увертюрой Шостаковича, затем прозвучал Концерт для клавира с оркестром № 21 Моцарта в исполнении турецкого пианиста Фазиля Сея. Оркестром дирижировал Юрий Башмет.
Как рассказывал маэстро, именно с Моцартом связан успех турецкого пианиста у европейской публики: когда-то Фазиль Сей прославился благодаря «Турецкому маршу», сыгранному в свободной джазовой манере. Его же в этот раз пианист исполнил на бис, сорвав шквал аплодисментов и восторженные крики.
С академическим концертом в смысле свободы сложнее, однако мастерство Сея-композитора выразилось в ироничных, нарочито акцентированных каденциях. Кроме того, пианист в свойственной ему манере подпевал венскому классику, а в паузах не таясь разглядывал публику. Что, впрочем, неудивительно: редко когда в концертном зале можно заметить такое количество зрителей в разноцветных спортивных костюмах с олимпийской символикой.
Второе отделение было полностью посвящено музыке польских композиторов. Планировалось, что в Концерте для скрипки и альта с оркестром Кшиштофа Пендерецкого (российская премьера состоялась 31 января в исполнении БСО имени Чайковского под руководством Владимира Федосеева) Башмет выступит солистом, однако травма руки вынудила маэстро уступить партию альта Андрею Усову.
— Очень жаль, что сегодня я не могу исполнить концерт моего друга, гениального Кшиштофа Пендерецкого, — посетовал Юрий Абрамович в беседе с «Известиями». — Но меня в срочном порядке спасает прекрасный виртуозный альтист, с чудесным звуком, которому я полностью доверяю.
Партию скрипки исполнила Агата Шимчевская, за дирижерский пульт встал ассистент Пендерецкого Мацешь Творек. Он также представил публике знаменитый Концерт для струнного оркестра Гражины Бацевич. Своим экспрессивным выступлением дирижер Творек остался доволен до такой степени, что бросил несколько цветков из подаренного ему букета в зал.
Башмет, слушавший второе отделение из ложи в зале Зимнего театра, заметил: «Мы открыли серию прекрасных вечеров. Сегодня — польский, предстоят еще итальянский и австрийский. Я очень рад».
VII Зимний международный фестиваль искусств в Сочи, в рамках которого прошел концерт, продлится до 20 февраля. Впереди — драматические спектакли, киноночь с лучшими мировыми операми, гала-концерт звезд мирового балета и многое другое.