Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Пока все дома

Зачем нужна государственная информационная система ЖКХ
0
Пока все дома
Фото: Илья Щербаков/PhotoXPress
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

О масштабном интернет-проекте, призванном реформировать систему жилищно-коммунального хозяйства в России, власти задумались в конце апреля прошлого года на международной конференции «Информационные системы и технологии в ЖКХ». Спустя несколько месяцев было объявлено, что в Москве ресурс заработает в 2014 году, позже сроки реализации проекта передвинулись на 2016 год...

Сегодня говорить о точной дате запуска проекта эксперты не рискуют. «Известия» попытались разобраться в причинах заминки, а заодно — в плюсах и минусах возможного нововведения.

Благие намерения

Павел Качкаев, один из авторов законопроекта «О государственной информационной системе (ГИС) жилищно-коммунального хозяйства», объясняет: на новом ресурсе будут размещены вся информация, касающаяся технического состояния жилых домов и сроков проведения ремонтных работ, а также все необходимые нормативные акты, методики расчета коммунальных платежей и сведения о субсидиях. Специальный калькулятор поможет рассчитать стоимость квартплаты. «При этом будет предложена возможность учитывать сразу несколько параметров расчета: от числа прописанных и проживающих, метража и перечня предоставляемых услуг ЖКХ», — отметил Павел Качкаев.

Отдельной графой стоит предложение разработчиков создать на сайте ГИС систему расчетов. Появится такое понятие, как «электронный паспорт дома». В нем будет вся информация о том или ином многоквартирном доме: когда он был построен, из каких материалов, его квадратура, количество квартир, сколько человек проживает, какие виды благоустройства есть и чем отапливается. Предполагается, что можно будет не только оплачивать коммунальные услуги по факту потребления, но и погашать задолженности и пересчитывать стоимость услуг. Через систему ГИС пользователи смогут обратиться и с жалобами, которым будет присвоен статус официального запроса.

Кстати, изначально планировалось, что ГИС ЖКХ будет автономной по отношению к государству, однако в процессе выяснилось, что в этом случае возникает слишком много сложностей во взаимодействии системы с госорганами в части информационного обмена. Людмила Кайсарова, член правления одного из столичных ТСЖ, считает, что без помощи государства в любом случае не обойтись. «Факт, что государство берется за исполнение такой несвойственной для других стран функции, не должен никого смущать, — уверяет она. — Нас же не смущает, что государство оказывает нам почтовые услуги, образовательные, медицинские, приобщает к культуре в государственных музеях, театрах и заповедниках... В отличие от других стран, 85% граждан нашего государства являются собственниками жилой недвижимости. Поэтому вполне логично, что такое количество собственников нуждается в особой заботе и поддержке государства в жилищно-правовых вопросах. И особенно в расчетах с монополистами и коммерсантами».

В ответе за все

Предполагается, что данные в ГИС будут поступать сразу от нескольких госучреждений: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по тарифам, Росрегистрации, Пенсионного фонда, Федеральной миграционной службы, региональных властей. Данные будут предоставлять также монополисты — поставщики ресурсов: водоканалы, энерго- и газоснабжающие компании и другие, а также управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, организации, которые предоставляют услуги по обслуживанию и эксплуатации жилья. Однако на первый взгляд отлаженная система вызывает много вопросов у экспертов.

Сергей Канаев, руководитель Ненецкого регионального отделения МОО «Все дома», считает, что выложенную информацию будет попросту некому проверять на предмет ошибок и полноты предоставленного материала. «Начнем с того, что любая система состоит из двух компонентов, — объясняет эксперт. — Первый из них — техническая часть. В этом отношении, на мой взгляд, можно не беспокоиться, потому что в России успешно работает, например, портал государственных услуг, а значит, у нас получается создавать вполне нормально работающие электронные ресурсы. Второй компонент системы — это ее содержание. И если на «госуслугах» любая неточность карается огромными штрафами, то в случае с ГИС ЖКХ пока непонятно, кто и как будет за этим следить». Однако в России уже существует проект «Реформа ЖКХ», на котором управляющие организации должны публиковать всю необходимую информацию. Тем не менее они этого не делают. «О чем жильцам нужно точно знать? — рассуждает Сергей Канаев. — В первую очередь о том, за что они конкретно платят. Для этого им нужно располагать данными о площади всех квартирных и общих помещений дома. А у нас складывается такая ситуация, что этих сведений, судя по всему, нет даже у управляющих компаний».

В законопроекте на самом деле не прописано, кто будет выполнять суровую роль «смотрящего». Тем не менее известно, что за нарушение порядка предоставления информации, подлежащей размещению в ГИС ЖКХ, должностным лицам придется раскошелиться на 30–50 тыс. рублей, а максимальный штраф для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составит 300 тыс. рублей.

Попытка — не пытка

Напомним еще раз, что проект ГИС ЖКХ всероссийский. И мало кто знает, но еще в 2012 году пилотная (экспериментальная) версия интернет-ресурса начала работать в Пензенской, Курской, Белгородской, Тульской областях, а также в Удмуртской Республике. Во всех пяти субъектах РФ были созданы рабочие группы, в которые вошли представители власти региона и компании «Ростелеком». Ирина Булгакова, президент организации «Национальный жилищный конгресс», рассказала, что наиболее успешно работа по наполнению данными ГИС была выполнена в тех регионах, где ответственность за нее была возложена на одну организацию, а именно в Курской и Пензенской областях. «В большинстве случаев ответственными за предоставление информации были назначены муниципальные центры по расчетам за жилищно-коммунальные услуги, — отметила эксперт. — Предполагалось, что именно они, как владельцы наибольшего объема требуемой информации, смогут выполнить эту работу наилучшим образом. Однако в результате в ГИС была размещена лишь частичная информация с минимумом сведений о проживающих гражданах». По словам Ирины Булгаковой, получить какие-либо данные от федеральных и региональных структур, которые в законопроекте указаны в качестве основных поставщиков информации, также не удалось. Основным препятствием стало отсутствие правового регулирования информационного обмена в действующих нормативных правовых актах.


Вместе с тем по результатам пилотных проектов были разработаны и новые предложения, направленные на обеспечение более высокой достоверности информации. Например, стало понятно, что необходимо сначала сформировать централизованную базу ЖКХ по каждому субъекту РФ. В федеральном законе будут прописаны основные функции регионального оператора, и каждый регион сможет их дополнить и назначить организацию, которая будет выполнять эти функции.

Только после этого — на втором этапе становления ГИС — следует решить вопросы хранения и актуализации баз данных муниципальных и региональных информационных ресурсов ЖКХ. Уполномоченная субъектом организация должна также вести эталонные реестры организаций, оказывающих коммунальные услуги и услуги по содержанию общедомовой собственности, и организаций, предоставляющих информацию в ГИС. «Только при этом условии ГИС действительно станет экспертом оценки данных и контроля как достоверности информации в целом, так и правильности применения тарифов за коммунальные услуги и работ по содержанию общедомовой собственности», — подчеркнула Ирина Булгакова.

Антонина Винокурова, первый заместитель министра ЖКХ и энергетики Республики Якутия, рассказала, как обстоит дело с внедрением ГИС у них в регионе: «Мы подали заявку, чтобы нас тоже включили в список регионов, где будет дальше тестироваться ГИС. Эффективно работать, не имея единой базы данных, очень проблематично. Когда управляющая компания или ТСЖ ликвидируются, то базы данных жильцов просто бесследно исчезают. Нет и адресного реестра — базы данных по состоянию самих домов. Четкого перечня, где информацию можно было бы обновлять по факту прибытия или убытия домов,  тоже нигде нет... Все это очень осложняет нашу работу и жизнь людей».

Вслед за идеей

Бюджетных денег на создание ГИС ЖКХ планируется потратить много — более 8 млрд рублей, однако вопрос об эффективности исполнения задуманного остается открытым. Как и вопрос о том, кто же собственно будет пользоваться новым ресурсом. Конечно, если портал будет сделан грамотно и просто, то востребован он будет всеми — от современного «креативного класса» до бабушек и дедушек в регионах. «Как показывает практика, система должна стать популярной, — считает Дмитрий Данилов, руководитель проекта «Коммунал РФ». — На мой взгляд, самый большой ее плюс даже не в том, что жильцы смогут получить всю актуальную информацию о своей квартире, а в том, что они смогут сравнить свою управляющую компанию с другими, работающими в городе. ГИС позволит проводить электронное голосование собственников жилья, подавать заявки, если какие-либо работы сделаны некачественно или есть какие-то претензии. Конечно, изначально сайт ГИС будет популярен больше среди молодежи и людей среднего возраста. Со временем пользоваться им начнет и старшее поколение, потому что оно наиболее заинтересовано в том, чтобы не переплачивать. Не стоит недооценивать их компьютерные навыки — разберутся или попросят помощи у «продвинутых» внуков».

Также эксперты уверены, что с введением ГИС более актуальной станет статистика, которая сегодня доходит до потребителей с большим опозданием. Система сможет своевременно подавать сигналы о том, где средний платеж гражданина превосходит установленный параметр. То есть она позволит выявить повышение платежей до того, как ситуация станет критической, а не после, как это происходит сегодня.

...Получается, что идея создания государственной информационной системы ЖКХ в целом неплохая и народу нужная. С другой стороны, у нас, как известно, плохие идеи рождаются редко, чаще плохим бывает их исполнение. А пока чиновники разбираются, кто и за что будет отвечать, гражданам остается по-прежнему пугаться ежемесячных квитанций с огромным количеством непонятных граф и цифр и надеяться на скорую помощь государства.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...