Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Феликс Коробов: «Моцарта нельзя играть «с холодным носом»

Главный дирижер Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко — о том, чем уникален «Моцарт-Марафон», назначении Тугана Сохиева и «музыке для лифтов»
0
Феликс Коробов: «Моцарта нельзя играть «с холодным носом»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

25 января в рамках Международного фестиваля искусств стартует «Моцарт-марафон»: в течение пяти дней в столице прозвучат все концерты Моцарта для солирующих инструментов с оркестром. 

Аккомпанировать  солистам будет оркестр Государственного Эрмитажа под управлением Феликса Коробова. О подробностях музыкального марафона главный дирижер Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко рассказал корреспонденту «Известий». 

Феликс Коробов: «Моцарта нельзя играть «с холодным носом»

— Как вы попали на «Моцарт-марафон»?

— Это наша давняя дружба с организатором и художественным руководителем фестиваля «Арт-ноябрь» Натальей Рубинштейн. У «Моцарт-марафона» была предыстория — «Бах-марафон» два года назад. Тогда в один день мы с камерным оркестром Московской консерватории сыграли все концерты Баха: начали в 10 утра и в 10 вечера закончили. Помнится, выйдя со сцены почти без сил после последнего концерта, я сказал Наташе, что теперь осталось только сделать марафон из всех симфоний Гайдна или Мясковского (их у композиторов 104 и 27 соответственно. — «Известия»). И вот полгода назад она позвонила и сказала, что будет «Моцарт-марафон»: все инструментальные концерты. Такое количество в один день уместить невозможно, поэтому будет пять дней и четыре зала.

— Это непростая задача — аккомпанировать солистам пять дней подряд.

— Оркестрантам, конечно, тяжело. Но постепенно открывается второе, третье дыхание. Солистов много, они все замечательные, но у каждого своя манера, свое отношение к Моцарту, свое чувствование. И, конечно, очень не хочется, чтобы это был поток безличностного аккомпанемента. В этом сложность. Многих солистов мы знаем, есть среди них и мои друзья — например, Петр Лаул или один из моих любимых учеников — Кирилл Кравцов. Но есть и те, кого мы впервые увидели на репетиции, всего на полчаса, и за это время должны понять и принять их манеру исполнения: в следующий раз мы увидимся уже на концерте.

— Что самое сложное в исполнении Моцарта?

— В первую очередь стилистические проблемы. Как говорит один из лучших интерпретаторов Моцарта Пауль Бадура-Шкода, стиль исполнения Моцарта меняется раз в 7–8 лет, и это отнюдь не зависит от людей, живущих в Австрии или Германии. Просто появляется яркая личность, и вдруг меняется вообще всё отношение к Моцарту. В кажущейся простоте и каких-то привычных нашему слуху оборотах таится глубокое содержание, Моцарта нельзя играть «с холодным носом».

Феликс Коробов: «Моцарта нельзя играть «с холодным носом»

— Насколько Моцарт созвучен современному слушателю?

— Любая хорошая музыка всегда созвучна слушателю. Другое дело, что нужно воспитывать публику, привлекать ее в зал. Люди должны понять, насколько живой концерт лучше, чем поставленный в машине CD. Это совсем другие впечатления. Ведь люди приходят на концерт в первую очередь за эмоциями, просветлением, чувствами, которых они не могут в реальной жизни испытать. В этом — сила музыки и «живого» концерта.

В противном случае Моцарт действительно становится, как говорят англичане, «музыкой для лифтов». В каждом отеле играет «Маленькая ночная серенада», а в каждом супермаркете весь декабрь — «Щелкунчик» Чайковского. Но этот «Щелкунчик» — совсем не тот, что «Щелкунчик» 31 декабря в Большом театре или Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

— Марафоны должно быть очень привлекательны для публики.  

— Да, потому что людям интересно — а как это? Я помню зрителей, которые смогли  высидеть в зале весь «Бах-марафон». Билеты продавались на каждые два часа. Но некоторые из тех, кто изначально пришли только на утренний концерт, потом покупали билеты до конца дня. Это очень интересно — погрузиться в Моцарта, услышать, как менялся композиторский стиль, соотнести развитие концерта с судьбой, жизнью и наконец просто услышать живьем музыку, часть которой исполняется крайне редко. 

Как в анекдоте: сколько симфоний написал Бетховен? Три: третью, пятую и девятую. Сколько концертов Моцарта звучит в реальной концертной жизни? Из сорока от силы пять или семь. Многие концерты почему-то считаются «школьными» и не исполняются «серьезными» музыкантами. Что абсолютная ерунда, ведь Моцарт гениален во всем. 

— А любимый шедевр Моцарта у вас есть?

— Главный принцип — любить то, что исполняешь в данный момент, иначе в нашей профессии нельзя. У меня есть любимые концерты не в смысле нот, а в смысле вечеров на сцене. Мне повезло, у меня в жизни были дивные совместные концерты Моцарта с чудесными музыкантами: последние лет семь мы музицируем совместно с Паулем Бадура-Шкода, это человек–легенда! Или вечер с 20-м концертом Моцарта в Санкт-Петербургской филармонии, где солировал Петр Лаул: вдруг — фантастическое ощущение от публики, зала, музыки. Сказка. Вехи в Моцарте всегда присутствуют.

Феликс Коробов: «Моцарта нельзя играть «с холодным носом»

— У вас обширный план работы в качестве главного дирижера в театре. Что ожидается в ближайшее время?

— У нас получился очень насыщенный сезон. В начале была премьера «Тангейзера», еще не прошла эйфория от премьеры «Итальянки в Алжире». В апреле этого года — премьера «Аиды» Верди в постановке Петера Штайна. Уже начались вокальные репетиции, а в начале февраля он сам приедет. В балете предстоит очень серьезная, в том числе с музыкальной точки зрения, премьера «Манон». Ну и завершит сезон «Дон Жуан» Моцарта в постановке художественного руководителя оперы Александра Тителя.

— В последнее время внимание публики больше приковано к балету.

— Опера и балет — абсолютно разные жанры, на которые ходит абсолютно разная публика. Очень мало тех, кто посещает и оперу, и балет или просто «ходят в театр». Но, как говорил мой учитель, Рафаэль Рубенович Давидян, не волнуйтесь, аплодисментов на всех хватит.

— На днях гендиректор Большого театра, экс-директор вашего театра Владимир Урин объявил о назначении на должность главного дирижера театра Тугана Сохиева. 

— На сегодняшний день это идеальный вариант. Туган Сохиев молод, с абсолютно сложившейся европейской карьерой: он свой и там, и здесь. Хорошо, что он будет входить в жизнь Большого театра постепенно — это приведет к взвешенным и правильным решениям. Думаю, это выигрышное решение Владимира Урина.

— У вас нет намерений перебраться в более крупный театр?

— Земля вертится, вода течет. Я счастливый человек — пока работал там, где мне интересно. Сейчас мне интересно «дома». Не хотелось бы прерывать традицию. 

Феликс Коробов: «Моцарта нельзя играть «с холодным носом»

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...