Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Каллас заявила о важности союза с США после критики стратегии нацбезопасности
Происшествия
В Ленобласти после атаки ВСУ обнаружили пораженные части беспилотника
Происшествия
В Белгороде из-за падения боеприпаса пострадал мирный житель
Мир
В Германии решили переименовать партию Сары Вагенкнехт
Общество
Бойца ММА задержали за спарринг с памятником в Москве
Армия
Силы ПВО уничтожили восемь дронов ВСУ над территорией России за четыре часа
Мир
В Литве аннулировали ВНЖ 145 россиянам из-за поездок в РФ и Белоруссию
Мир
Independent сообщила о предстоящей встрече европейских лидеров с Зеленским в Лондоне
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
В США отметили превышающие помощь Украине закупки российского газа со стороны ЕС
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Мир
Президент Словакии отметил бесполезность отправки денег для военных нужд Украины
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Спорт
ФК «Спартак» сыграл вничью с московским «Динамо» со счетом 1:1 в матче РПЛ
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Общество
Термин «тревожность» стал словом года в России
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн

Феликс Коробов: «Моцарта нельзя играть «с холодным носом»

Главный дирижер Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко — о том, чем уникален «Моцарт-Марафон», назначении Тугана Сохиева и «музыке для лифтов»
0
Феликс Коробов: «Моцарта нельзя играть «с холодным носом»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

25 января в рамках Международного фестиваля искусств стартует «Моцарт-марафон»: в течение пяти дней в столице прозвучат все концерты Моцарта для солирующих инструментов с оркестром. 

Аккомпанировать  солистам будет оркестр Государственного Эрмитажа под управлением Феликса Коробова. О подробностях музыкального марафона главный дирижер Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко рассказал корреспонденту «Известий». 

Феликс Коробов: «Моцарта нельзя играть «с холодным носом»

— Как вы попали на «Моцарт-марафон»?

— Это наша давняя дружба с организатором и художественным руководителем фестиваля «Арт-ноябрь» Натальей Рубинштейн. У «Моцарт-марафона» была предыстория — «Бах-марафон» два года назад. Тогда в один день мы с камерным оркестром Московской консерватории сыграли все концерты Баха: начали в 10 утра и в 10 вечера закончили. Помнится, выйдя со сцены почти без сил после последнего концерта, я сказал Наташе, что теперь осталось только сделать марафон из всех симфоний Гайдна или Мясковского (их у композиторов 104 и 27 соответственно. — «Известия»). И вот полгода назад она позвонила и сказала, что будет «Моцарт-марафон»: все инструментальные концерты. Такое количество в один день уместить невозможно, поэтому будет пять дней и четыре зала.

— Это непростая задача — аккомпанировать солистам пять дней подряд.

— Оркестрантам, конечно, тяжело. Но постепенно открывается второе, третье дыхание. Солистов много, они все замечательные, но у каждого своя манера, свое отношение к Моцарту, свое чувствование. И, конечно, очень не хочется, чтобы это был поток безличностного аккомпанемента. В этом сложность. Многих солистов мы знаем, есть среди них и мои друзья — например, Петр Лаул или один из моих любимых учеников — Кирилл Кравцов. Но есть и те, кого мы впервые увидели на репетиции, всего на полчаса, и за это время должны понять и принять их манеру исполнения: в следующий раз мы увидимся уже на концерте.

— Что самое сложное в исполнении Моцарта?

— В первую очередь стилистические проблемы. Как говорит один из лучших интерпретаторов Моцарта Пауль Бадура-Шкода, стиль исполнения Моцарта меняется раз в 7–8 лет, и это отнюдь не зависит от людей, живущих в Австрии или Германии. Просто появляется яркая личность, и вдруг меняется вообще всё отношение к Моцарту. В кажущейся простоте и каких-то привычных нашему слуху оборотах таится глубокое содержание, Моцарта нельзя играть «с холодным носом».

Феликс Коробов: «Моцарта нельзя играть «с холодным носом»

— Насколько Моцарт созвучен современному слушателю?

— Любая хорошая музыка всегда созвучна слушателю. Другое дело, что нужно воспитывать публику, привлекать ее в зал. Люди должны понять, насколько живой концерт лучше, чем поставленный в машине CD. Это совсем другие впечатления. Ведь люди приходят на концерт в первую очередь за эмоциями, просветлением, чувствами, которых они не могут в реальной жизни испытать. В этом — сила музыки и «живого» концерта.

В противном случае Моцарт действительно становится, как говорят англичане, «музыкой для лифтов». В каждом отеле играет «Маленькая ночная серенада», а в каждом супермаркете весь декабрь — «Щелкунчик» Чайковского. Но этот «Щелкунчик» — совсем не тот, что «Щелкунчик» 31 декабря в Большом театре или Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

— Марафоны должно быть очень привлекательны для публики.  

— Да, потому что людям интересно — а как это? Я помню зрителей, которые смогли  высидеть в зале весь «Бах-марафон». Билеты продавались на каждые два часа. Но некоторые из тех, кто изначально пришли только на утренний концерт, потом покупали билеты до конца дня. Это очень интересно — погрузиться в Моцарта, услышать, как менялся композиторский стиль, соотнести развитие концерта с судьбой, жизнью и наконец просто услышать живьем музыку, часть которой исполняется крайне редко. 

Как в анекдоте: сколько симфоний написал Бетховен? Три: третью, пятую и девятую. Сколько концертов Моцарта звучит в реальной концертной жизни? Из сорока от силы пять или семь. Многие концерты почему-то считаются «школьными» и не исполняются «серьезными» музыкантами. Что абсолютная ерунда, ведь Моцарт гениален во всем. 

— А любимый шедевр Моцарта у вас есть?

— Главный принцип — любить то, что исполняешь в данный момент, иначе в нашей профессии нельзя. У меня есть любимые концерты не в смысле нот, а в смысле вечеров на сцене. Мне повезло, у меня в жизни были дивные совместные концерты Моцарта с чудесными музыкантами: последние лет семь мы музицируем совместно с Паулем Бадура-Шкода, это человек–легенда! Или вечер с 20-м концертом Моцарта в Санкт-Петербургской филармонии, где солировал Петр Лаул: вдруг — фантастическое ощущение от публики, зала, музыки. Сказка. Вехи в Моцарте всегда присутствуют.

Феликс Коробов: «Моцарта нельзя играть «с холодным носом»

— У вас обширный план работы в качестве главного дирижера в театре. Что ожидается в ближайшее время?

— У нас получился очень насыщенный сезон. В начале была премьера «Тангейзера», еще не прошла эйфория от премьеры «Итальянки в Алжире». В апреле этого года — премьера «Аиды» Верди в постановке Петера Штайна. Уже начались вокальные репетиции, а в начале февраля он сам приедет. В балете предстоит очень серьезная, в том числе с музыкальной точки зрения, премьера «Манон». Ну и завершит сезон «Дон Жуан» Моцарта в постановке художественного руководителя оперы Александра Тителя.

— В последнее время внимание публики больше приковано к балету.

— Опера и балет — абсолютно разные жанры, на которые ходит абсолютно разная публика. Очень мало тех, кто посещает и оперу, и балет или просто «ходят в театр». Но, как говорил мой учитель, Рафаэль Рубенович Давидян, не волнуйтесь, аплодисментов на всех хватит.

— На днях гендиректор Большого театра, экс-директор вашего театра Владимир Урин объявил о назначении на должность главного дирижера театра Тугана Сохиева. 

— На сегодняшний день это идеальный вариант. Туган Сохиев молод, с абсолютно сложившейся европейской карьерой: он свой и там, и здесь. Хорошо, что он будет входить в жизнь Большого театра постепенно — это приведет к взвешенным и правильным решениям. Думаю, это выигрышное решение Владимира Урина.

— У вас нет намерений перебраться в более крупный театр?

— Земля вертится, вода течет. Я счастливый человек — пока работал там, где мне интересно. Сейчас мне интересно «дома». Не хотелось бы прерывать традицию. 

Феликс Коробов: «Моцарта нельзя играть «с холодным носом»

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир