Сомалийские пираты за прошлый год напали на суда лишь 15 раз

Согласно опубликованному 15 января докладу Международного морского бюро (IMB), морское пиратство в Сомали находится в своей низшей точке, 15 инцидентов в 2013 году против 75 в 2012-м и 237 в 2011-м. Всего же в мире за 2013 год произошло 264 нападения на суда, тогда как в 2011 году было 445 случаев.
Одной из основных причин сокращения числа нападений называется увеличение присутствия военных кораблей флотов разных стран в Аденском заливе и соседних районах Индийского океана.
По словам главы IMB Поттенгала Мукудана, к уменьшению числа нападений сомалийцев, а именно они вносят главный вклад в мировую статистику, привел целый комплекс мер. Это, во-первых, присутствие военных, а кроме того — оборудование судов средствами защиты, наличие на многих транспортах вооруженной охраны при прохождении опасных вод и, наконец, некоторая стабилизация политического положения внутри Сомали, где в последнее время усилилась роль центрального правительства.
Главный редактор «Морского бюллетеня» Михаил Войтенко считает, впрочем, что военное присутствие в Аденском заливе не имеет отношения к «кризису пиратства».
— Все эти исследования IMB высосаны из пальца, — говорит эксперт. — Военные корабли вовсе не преследуют цель прекратить пиратство, с этим отлично бы справилась и вооруженная охрана на торговых судах.
По словам Войтенко, пираты были использованы как предлог, чтобы усилить присутствие в водах рядом с Персидским заливом военных флотов разных стран.
— Кроме того, международные организации совместно с ООН тратят огромные деньги, прикрываясь борьбой с пиратами, — отметил Войтенко. — Только на всевозможные форумы и конференции, посвященные этой проблеме, за 2010–2012 годы ушло $70 млн.
Главную роль в снижении числа пиратских нападений у Сомали могли сыграть изменения внутри квазигосударства.
— Освобождение порта Кисмайо силами войск Африканского союза в 2012 году помогло сократить влияние террористической группировки «Аш-Шабаб», связанной с «Аль-Каидой», — пояснил руководитель Центра изучения стран Северной Африки и Африканского Рога Института Африки РАН Александр Ткаченко. — Это затруднило снабжение террористов и пиратов оружием.
К тому же среди множества разновекторных интересов внутри самого Сомали сейчас начинают совпадать интересы пиратских командиров и властей — и тем и другим нужна стабильность.
— Верхушка морских разбойников уже набрала себе достаточно средств, и теперь она заинтересована в том, чтобы их легализовать, а также отмыть собственную репутацию, — считает эксперт Института Ближнего Востока Сергей Серегичев. — Период первоначального накопления капитала завершился, теперь они стали солиднее и хотят немного помочь родине.
Кроме того, удары по «Аш-Шабаб» сил Африканского союза и американских беспилотников, усилившиеся после захвата заложников в торговом центре в сентябре 2013 года в кенийском Найроби, показывают, что рано или поздно сомалийской вольнице настанет конец. И многие полевые командиры хотят к тому времени превратиться из пиратов в добропорядочных богатых граждан.
Впрочем, нельзя исключать, что, просидев некоторое время тихо, пираты возобновят прибыльный бизнес (захват одного судна может принести несколько миллионов долларов выкупа).