Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Переключать светофоры в столице будут «с колес»

Для города разработают мобильный ситуационный центр, регулирующий дорожное движение во время массовых мероприятий
0
Переключать светофоры в столице будут «с колес»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В следующем году в Москве появится мобильный ситуационный центр интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Об этом «Известиям» рассказала пресс-секретарь Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Анастасия Писарь. Передвижной центр, за поставку которого город планирует заплатить почти 96 млн рублей, будет представлять собой специально оборудованный трейлер. В нем сотрудники центра смогут отслеживать дорожную обстановку во время проведения массовых мероприятий, в ходе которых перекрываются улицы, и принимать нужные меры по регулировке движения: переключать светофоры, ограничивать скоростной режим через управляемые дорожные знаки и т.п. Эксперты считают, что регулировать потоки в ситуации, когда их некуда перенаправлять, бессмысленно.

Как пояснила Писарь, мобильный центр будет отслеживать затруднения в движении, которые появились из-за перекрытия улиц, например, в связи с проведением массовых мероприятий. В зависимости от текущей обстановки сотрудники передвижного центра прямо «с колес» будут отслеживать работу светофоров и переключать сигналы на них, устанавливать ограничения по скорости на управляемых дорожных знаках, сообщать о пробках и ДТП через динамические информационные табло, переключать значки реверсивного движения, а также применять другие способы регулировки движения.

Сейчас все эти функции выполняет стационарный ситуационный центр ЦОДД, сотрудники которого одновременно следят за всеми светофорами и датчиками в городе. Ввод мобильного центра в эксплуатацию позволит сосредоточиться на конкретном участке, где проводятся мероприятия. Это не только снизит нагрузку на сотрудников стационарного центра ЦОДД, но и позволит оперативнее реагировать на экстренные ситуации. Управлять светофорами и другими элементами транспортной инфраструктуры мобильный центр будет так же, как и стационарный, — подключившись к общей интеллектуальной транспортной системе.

Всего в Москве около 2,1 тыс. светофоров, из них к интерактивной карте ситуационного центра ЦОДД подключены 1,7 тыс. Как ранее заявлял заммэра по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов, переход на адаптивную систему управления светофорами планируется в середине следующего года. Кроме того, регулировать автомобильный трафик предполагается с помощью 150 табло, которые сообщают водителям о гололедице, пробках и ДТП. Информацию о текущей дорожной обстановке ситуационный центр собирает с помощью камер на улицах и через датчики движения. 

Замдиректора Лаборатории транспортных систем Александр Кулаков отметил, что регулировать транспортные потоки имеет смысл, только если есть куда их перенаправить. 

— В Москве катастрофическая нехватка улично-дорожной сети — переключай светофоры или не переключай. В Париже, например, в четыре раза больше улично-дорожных связей и в пять раз больше мостов, чем в Москве. При этом у них практически не развита ИТС, способы регулирования дорожного движения достаточно примитивные, — сказал он.

По словам Кулакова, мобильному центру будет также сложно управлять автомобильными потоками, пока сигналы всех светофоров в городе не будут переключаться через спутник. 

Как пояснил координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, намного эффективнее управлять автомобильным движением в таких ситуациях с помощью инспекторов-регулировщиков. 

— Например, на многополосной дороге автомобиль выезжает на перекресток до середины, и тут движение внезапно останавливается. Машина, получается, не может проехать сама и не пускает остальных участников движения. По-хорошему, такую ситуацию должна была спрогнозировать ИТС и заранее включить запрещающий сигнал светофора. Но пока ИТС в Москве не настолько развита, эту работу может и должен выполнять регулировщик дорожного движения. Он может самостоятельно принимать решение — включить красный свет или же «консультироваться» с той же ИТС, сигналы от которой передаются ему, например, на планшет или телефон. Именно так работает дорожное движение в большинстве европейских стран, — сказал он. 

Шкуматов отметил, что ИТС без присутствия человека может работать только на магистралях, где нет пересечений с пешеходными потоками и минимальное количество пересечений с другими автомобильными потоками. 

Эксперт добавил, что эффект от сбоя в дорожном движении в связи с перекрытием улиц может проходить в течение длительного времени. 

— Если перекрытие улиц произошло в час пик, то пробки от этого могут сохраняться на протяжении 4–6 часов. Перекрытие улицы в выходной день приводит к не таким страшным последствиям, а если предупредить об ограничениях автомобилистов заранее, то негативный эффект минимален, если только речь не идет о таких магистралях, как Садовое кольцо или Третье транспортное кольцо, — пояснил Шкуматов.

Комментарии
Прямой эфир