Свободные художники сошлись в «Рождественском параде»
![Известия](https://iz.ru/profiles/portal/themes/purple/images/favicons/apple-icon-180x180.png)
В завершившемся в Петербурге XX фестивале «Рождественский парад» по традиции участвовали негосударственные театры. «Известия» выяснили, что ситуация с этими игроками театрального процесса изменилась к лучшему — по крайней мере в Петербурге.
Фразу Надежды Тэффи о политических партиях — «растут, как грибы под дождем» — смело можно применить к независимым театрам, студиям, лабораториям, частным театральным проектам. И не просто «растут», но и играют заметную роль в культурной жизни города.
Уже больше двух лет в Петербурге действует Содружество негосударственных театров, объединившее «малые» театры города с целью их поддержки и популяризации. Примечательна новация «Золотого софита» 2013 года: за всю историю высшей театральной премии города в конкурсной программе появился раздел «негосударственные театры».
Большую поддержку таким коллективам много лет оказывает фестиваль «Рождественский парад», который прошел в Петербурге уже в 20 раз. В разные годы его участниками были Андрей Могучий, Юрий Бутусов, Григорий Дитятковский, Игорь Ларин, тогда малоизвестные.
Есть ли прямая связь между «независимостью» коллектива и смелостью его новаций? Ведь в негосударственном театре может родиться спектакль как действительно новаторский, так и традиционный, без малейшей попытки «быть в авангарде». Да и масскульт многих независимым коллективам не чужд.
— Вероятно, формат существования театра сказывается на его поисках, — сказал «Известиям» председатель Содружества негосударственных театров и председатель жюри фестиваля Александр Платунов. — Имеет значение то, что движет авторами спектакля: стремление выполнить репертуарный план или личная заинтересованность. И потом, новые формы лучше апробируются в новых пространствах и на довольно узкой аудитории, чем, скажем, в условиях большой академической сцены.
Парадоксально, но факт: в основе многих спектаклей фестиваля лежал материал, связанный с мифологией, фольклором, ритуалом. Театр будто захотел обновить себя, обратившись к архаике, «детству культуры».
Несомненный фаворит фестиваля — петербургский театр «Открытое пространство», представивший спектакль «Андрей Иванович возвращается домой» по поэме Фаины Гримберг. Режиссер Роман Габриа и художник Сергей Новиков стремились подчеркнуть вневременной характер поэмы, написанной в духе древних плачей.
Древнерусская образность гармонирует с отсылками к недавней истории, к Горбачеву и Ельцину. Актер Сергей Агафонов, постоянно меняющий ипостаси (он и мужик из русской сказки, и «перестроечный» пацан), создал архетипичный по сути образ вечного солдата, который вечно не возвращается домой.
Образ странствия возникает и в спектакле-перформансе «Колодец времени» петербургского Театра звукопластики Shakin' Manas. Танцевальные движения, восходящие к ритуальным восточным действам, исполняются под чтение Книги пророка Иезекииля, текстов Бродского и Евгения Мякишева, и обращены скорее к ассоциативной памяти зрителя.
Возможность прикоснуться к традиционной культуре в первозданном виде предоставил публике якутский театр «Олонхо», привезший моноспектакль Венеры Петровой «Кубулгат Куо» («Преображение»).
Взяв пьесу Ионеско «Новый жилец», режиссер Студенческого театра Тарту Калев Куду захотел воплотить ее сакральный смысл. История о новом жильце, приказавшем грузчикам заполнить комнату мебелью, поставлена в замедленных ритмах, как торжественный церемониал. Спектакль далек от комикования и желания психологизировать абсурдистскую пьесу, что было бы привычней для русской публики. Театр абсурда в таком варианте — метафизический, выражающий ужас бытия.
А вот «Посторонний» Камю в прочтении режиссера Юлии Паниной из петербургского театра «Особняк» на удивление легок и ироничен. Герои живут говорят о любви, увлечениях, разных мелочах и моменты их неожиданного пересечения абсурдно комичны. Тем серьезнее кажется финал, когда «посторонний» осознает неизбежность своей смерти.
XX «Рождественский парад» объединил прошлое и современность. Поэтому его логичным завершением стало вручение учрежденной в этом году премии «Лев», которая посвящена памяти петербургского театроведа Льва Гительмана.
Первым обладателем элегантного бронзового льва стала народная артистка России Галина Карелина, чья судьба много раз пересекалась с фестивалем. Работавшая с великими корифеями «Александринки», Галина Тимофеевна играет сейчас у Фокина и Могучего, а также в авангардистской «Мухе» молодого режиссера Олега Еремина. Ее биография доказывает, что традиция и эксперимент обогащают друг друга, к чему «Парад» всегда тяготел.