Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Когда Караченцов произнес: «Это я, Маруся. Я пришел», группа плакала»

Режиссер Александра Бутор — о героях Караченцова, Будрайтиса и Мерзликина в продолжении фильма «Белые росы»
0
«Когда Караченцов произнес: «Это я, Маруся. Я пришел», группа плакала»
Фото с личной страницы Александры Бутор в vk.com
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Минске завершен монтаж фильма «Белые росы — 2» (рабочее название) — продолжение знаменитого советского фильма, который 30 лет назад снял на студии «Беларусьфильм» режиссер Игорь Добролюбов. В роли Васьки Ходоса вновь снялся Николай Караченцов, для которого эта роль стала первой за последние девять лет. Корреспондент «Известий» встретился с режиссером ленты Александрой Бутор.

— После страшной автокатастрофы Николай Караченцов не появлялся на экране. 

— Участие в съемках Николая Петровича — гордость нашего фильма. Мы еще весной позвонили ему и предложили маленький эпизод в картине, и Людмила Андреевна Поргина, его жена, сразу дала согласие, сказав: «Для Коли это очень важно!» Вопрос о гонораре даже не обсуждался, хотя мы предложили небольшие деньги. Мы так ждали Николая Петровича! Повидать его на съемочную площадку съехались все наши молодые актеры. Всем хотелось пожать руку великому актеру и человеку, побыть рядом. 

Он снова сыграл Ваську Ходоса, у него эпизод в финале фильма. В тяжелые 1990-е Маруся заставила мужа отправиться на заработки. Он уехал и пропал на долгие годы. За это время она успела понять, как сильно любила его и что любовь дороже денег. И вот после долгих скитаний по свету Васька возвращается домой. В том же костюме, с гармошкой. К слову, Николай Петрович у нас снимался с той самой гармошкой, на которой играл в «Белых росах». 

Роль была без слов. Но Николай Петрович произнес: «Это я, Маруся. Я пришел». Группа плакала. Я даже не знала, что это первое появление на киноэкране нашего любимого артиста за последние девять лет. Оказывается, ему не раз предлагали что-то сыграть, роли специально писали, но, по словам жены, такого деликатного эпизода, где он мог выглядеть достойно, еще не было.

— «Белые росы — 2» — ваш дебют в большом кино. Чем вы занимались прежде?

— Я 10 лет работала режиссером на телевидении. Снимала игровые картины, видеоклипы, новогодние мюзиклы. Шучу, что чуть ли не вся белорусская эстрада прошла через мои руки. Получила еще одно образование в нашей Академии искусств — режиссера художественных фильмов. И вдруг киностудия «Беларусьфильм» предложила мне снимать «Белые росы».

—  Вы помните тот советский фильм?

— А как же! Его любили все — и моя семья в том числе. Представляете мою реакцию на такое предложение! И счастье и страх одновременно. Сценарий первых «Белых рос» написал знаменитый белорусский драматург Алексей Дударев. Он же спустя 30 лет предложил киностудии повесть-продолжение, которое назвал «Белые россы».

В первом фильме это было название деревни, которую сметал на своем пути город. Во втором — название народа, простого, доброго, чистого душой. Тема нашего фильма — это возвращение домой. Возвращение людей к своим родным, к своей земле, к корням, к вечным ценностям, к настоящему.

Мы с Юлией Гирель, моим постоянным соавтором, перевели повесть на язык кино. Некоторых персонажей убрали, других ввели. Но Алексей Ануфриевич не возражал. Все было под его контролем. Он посмотрел и черновой вариант фильма, остался доволен.

— Где проходили съемки?

— Частично — в Минске. На студии построили три павильона. Хутор снимали на границе с Литвой. Юозас Будрайтис ходил к нам на площадку пешком (улыбается).

— Как вам работалось с Будрайтисом? Он участвовал в пробах?

— Что вы, какие пробы?! Будрайтис — замечательный актер и человек. Свой. Мы все его очень полюбили. И сам Юозас любит повторять, что наша съемочная группа стала ему как семья. 

Я долго не могла найти исполнителя роли Андрея Ходаса (в первом фильме эту роль сыграл белорусский актер Геннадий Гарбук. — «Известия»). Нам был нужен красивый, статный мужчина в возрасте. Каким-то чудом я вдруг вспомнила из своего детства популярного литовского актера Юозаса Будрайтиса и решила посмотреть, как же он выглядит сегодня.

Юозас подошел просто идеально — и по возрасту, и по внешности, и по характеру. У него прибалтийский акцент, и, как и в советских фильмах, его приходится переозвучивать. Эту миссию мы доверили прекрасному белорусскому актеру Владимиру Грицевскому. Так благодаря представителям Литвы и Беларуси рождается наш Андрей Ходас — мудрый, сильный, спокойный.

— Кто еще снимался в фильме?

— Российская звезда Андрей Мерзликин. В «Белых росах — 2» у него необычная роль. Не мачо, каким привыкли его видеть зрители российских сериалов, а простой «парень с нашего двора», честный и прямолинейный. За что и страдает. Мерзликин играет мужа Галюни, дочери Васьки Ходаса. Девочка выросла и нашла себе мужа, похожего на своего отца — такого веселого рубаху-парня.

Андрей Мерзликин рассказал, что когда снимался в Риге, там отдыхал в санатории Николай Караченцов. Они встретились, и Мерзликин сообщил ему, что снимается в Беларуси в нашем фильме. Караченцов благословил его на эту работу.

В фильме занято много белорусских актеров. Свою первую большую роль в кино исполнил премьер Национального академического театра имени Янки Купалы, народный артист Беларуси Виктор Манаев. Помните в первой картине Федоса Ходаса (Всеволод Санаев) и его соседа Тимофея (Борис Новиков)? Когда искали актера на роль Петра Струкова, соседа Андрея Ходаса,  отказывались от одного за другим: все почему-то копировали Новикова.

И только Виктор Манаев не играл Новикова, а был Манаевым, трогательным, немножко нелепым, добрым хуторянином Струком. Кстати, по этой же причине — избежать влияния первого фильма — я попросила Юозаса Будрайтиса не смотреть «Белые росы», пока мы не закончим съемки. 

У нас снимался также питерский актер Жорж Девдариани. У него роль главного злодея — немецкого инвестора, который хочет стереть с лица земли живописный хутор на берегу голубых озер и построить современный туристический комплекс, закатав нетронутую природу в безликий бетон. 

— Из прежней команды актеров кто-то был занят?

— Только Ирина Егорова, та самая «кобра» (как называл ее герой Николая Караченцова в «Белых росах»), жена старшего брата Андрея. Именно из-за нее и происходит вся заварушка.

— А художники, операторы?

— У нас очень молодая группа, сплошные дебюты: у меня, оператора, художников, некоторых белорусских актеров.

— На какой вы сейчас стадии?

— Завершен монтаж, началось озвучание. Работаем над песней, которая пойдет на титрах. Планируется, что ее исполнит белорусская группа «Свитер Бойз» в компании «Бурановских бабушек». 

— Когда премьера?

— В марте 2014 года. Мне хочется, чтобы это произошло 8 марта. В фильме много любви. Посол Белоруссии в Литве выразил желание, чтобы премьера состоялась и у наших соседей в Литве. 

Справка «Известий»

«Белые росы» был снят в 1983 году режиссером Игорем Добролюбовым на киностудии «Беларусьфильм». Действие картины происходит в Гродно, где проживают пожилой отец и трое сыновей. Старший — расчетливый Андрей, средний Саша ведет кочевую жизнь, младший Василий — веселый балагур (Николай Караченцов). По мере развития сюжета герои переживают как любовные драмы (непросто складываются отношения младшего сына, Васьки с женой и дочерью), так и вопросы глобализации: Федосу Ходасу и сыновьям предстоит переехать из деревни в многоэтажный дом, для чего следует распрощаться со многими привычками. 

В главных ролях — Всеволод Санаев, Николай Караченцов, Михаил Кокшенов, Геннадий Гарбук, Борис Новиков, Галина Польских, Станислав Садальский и др. В 1984 году фильм был удостоен наград за лучший сценарий (Алексей Дударев), за лучшую мужскую роль (Всеволод Санаев), а также спецприза Всесоюзного кинофестиваля в Киеве. По результатам опроса журнала «Советский экран» «Белые росы» были признаны лучшей комедией 1984 года. 

Комментарии
Прямой эфир