Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Спасатели попытаются вывести «Академика Шокальского» изо льдов

По словам представителей Австралийского управления морской безопасности, планы по спасению могут измениться и тогда корабль оставят на месте, а людей эвакуируют
0
Спасатели попытаются вывести «Академика Шокальского» изо льдов
Фото: REUTERS/NASA/British Antarctic Survey/Handout via Reuters
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Российский круизный лайнер «Академик Шокальский» с 74 пассажирами и членами экипажа на борту застрял во льдах Антарктики в 1,5 тыс. морских миль (2,7 тыс. км) от Хобарта. Рано утром 25 декабря Австралийское управление морской безопасности (Australian Security Intelligence Organisation, AMSA) получило с судна сигнал бедствия. На его спасение были направлены три ледокола. 

— Предполагается, что к утру 27 декабря эти ледоколы смогут, пробив льды, добраться до лайнера, чтобы его вывести. Операция осложняется плохими погодными условиями, сильным ветром. Не исключено, что наши планы по спасению могут измениться в любой момент — тогда забирать будем только людей, — заявила «Известиям» сотрудница AMSA Андреа Хайвард-Маэр. 

Паники, по ее словам, на корабле нет, никто не ранен, все сохраняют спокойствие. Дело в том, что среди пассажиров находятся хорошо подготовленные люди — в том числе 12 членов научной экспедиции «Дух Моусона». Они отправились к берегам Антарктики, чтобы повторить ряд экспериментов, которые провел ровно сто лет назад австралийский исследователь Дуглас Моусон. 

— Члены экспедиции — исследователи пингвинов, океанографы, геологи — должны были провести разнообразные дорогостоящие опыты, в том числе по оценке температуры льда и воды. Затем планировалось сравнить данные результаты с теми, что получил Моусон сто лет назад, проследить, что за это время изменилось, — рассказал «Известиям» официальный представитель экспедиции Элвин Стоун.

По его словам, финансирование научного плавания в основном осуществлялось за счет частных фондов. Оказавшиеся же на корабле туристы — любители науки за путешествие заплатили от $16 тыс. до $18 тыс. каждый.

В своем Twitter лидер экспедиции корабля Крис Терней также продемонстрировал изрядное спокойствие, написав: «Тяжелые льды. Красиво. Легкий ветер. Всем счастливого Рождества».

Кто будет оплачивать спасательную операцию, пока непонятно. Построенное в 1982 году судно закреплено за Дальневосточным региональным научно-исследовательским гидрометеорологическим институтом. Неясно, кто его оператор. В австралийской круизной компании Aurora Expedition уверяют, что больше им не являются — данная информация появилась ранее в прессе.

— Мы с прошлого года не организуем туры на корабле «Академик Шокальский». Насколько мне известно, сейчас это судно занимается не туристической, а научной деятельностью. Но никаких подробностей я не знаю, — сообщила «Известиям» официальный представитель Aurora Expedition Лиза Болтон.

Вместе с тем туристические компании продолжают продажу туров в Антарктику на борту «Академика Шокальского». В частности, шведская компания Expeditions Online рекламирует круизы на нем под слоганом «Присоединись к команде настоящего научно-исследовательского судна». Однако и в этой фирме «Известиям» заявили, что являются не оператором судна, а лишь агентом по продаже билетов на туры. В Expeditions Online также добавили, что в настоящее время туров на «Академике Шокальском» в продаже нет.

Главный редактор журнала «Морской бюллетень» Михаил Войтенко уверен, что называть нынешний рейс «Академика Шокальского» туристическим круизом нельзя — судно вышло в плавание с научными целями и значительную часть людей на его борту составляют именно российские исследователи.

— Не исключено, что Росгидромет, которому принадлежит это судно, организовал рейс совместно с каким-то туристическим оператором, который продал путевки туристам, интересующимся наукой и пожелавшими отправиться в плавание вместе с учеными. Но из того, что я знаю на этот момент, следует, что владельцем судна выступает Российская Федерация, а значит, именно из бюджета России будет оплачена спасательная операция, — сказал Войтенко «Известиям».

Впрочем, сумма, по его словам, не будет значительной. Речь может идти о десятках тысячах долларов, в случае если российский корабль удастся сразу же вызволить из ледового плена. В случае же, если операция по какой-либо причине затянется, сумма может превысить $100 тыс.

Причем, считает Михаил Войтенко, операция действительно может затянутся из-за слабости  австралийского ледокольного флота.

— Насколько мне известно, в Австралии не очень хорошо с ледоколами. Я не исключаю, что в спасательной операции задействованы не ледоколы, а суда с меньшим ледовым классом. Но и «Академик Шокальский» тоже обладает ледовым классом. Таким образом, они могут просто не дойти до него. Если у австралийцев на судах есть вертолеты, то они в состоянии просто эвакуировать экипажи. Но для вызволения судна нужен ледокол, — подытожил Войтенко.

Российские ведомства, несмотря на тот факт, что судно принадлежит Российской Федерации, пока не занимаются его спасением.

— Этой ситуацию контролирует Минтранс, который пока не просил помощи у МЧС. Если понадобится наша помощь, мы подключимся к спасательной операции, — заявили «Известиям» в пресс-службе МЧС.

В Минтрансе отметили, что пока они также не подключались к операции по спасению экипажа и пассажиров.

— Если судно стоит около берегов Австралии, то по идее его должны спасать местные службы, — отметил представитель министерства.


Комментарии
Прямой эфир