Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

«Парни вроде Сноудена и Ассанжа и есть современные Гамлеты»

Режиссер Робер Лепаж — о том, чем наш мир похож на шекспировский Эльсинор
0
«Парни вроде Сноудена и Ассанжа и есть современные Гамлеты»
Фото: flickr.com/TBWABusted
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Театре Наций завершаются репетиции спектакля «Гамлет. Коллаж», которого ждали пять лет. Знаменитый канадский режиссер Робер Лепаж впервые работает в Москве с русскими артистами. Вернее, с артистом: все роли в его «Гамлете» играет Евгений Миронов. Накануне премьеры, которая состоится 21 декабря, режиссер встретился с корреспондентом «Известий».

— Как вам работается в Москве?

— Я всегда мечтал поработать в Москве, это обогащающий, новый для меня опыт. Театр в России — не просто работа, а некая религия, театральная вера. В Америке и в Канаде совсем другая театральная культура и контекст. Там люди приходят в театр, как в офис, и работают пять дней в неделю по восемь часов от звонка до звонка. А здесь всё — рабочий день, репетиции, репертуар — строится иначе. Гораздо больше искусства и меньше производства. Нет такого, что ровно в восемь мы должны закончить. 

Например, на Западе, репетируя разные пьесы Шекспира, мы будем идти одним и тем же путем по определенному плану: сначала застольный период, потом выход на сцену и так далее, невзирая на особенности каждого отдельного произведения. А здесь свободы гораздо больше — и она проистекает из понимания индивидуальности той или иной пьесы, к каждой стараются найти свой подход.

— Ваш «Гамлет» сочетает высокие сценические технологии и почти цирковую акробатику. Что вас привлекает в искусстве цирка?

— Я, конечно, театральный человек, и вся моя философия театральная, но меня пару раз просили поставить шоу для Cirque du Soleil, они хотели, чтобы я привнес на арену какую-то театральную историю. А я, в свою очередь, многому учусь у цирка и оперы, перенимаю их язык. В опере, например, певцы используют свой голос не так, как мы делаем это в жизни. Акробаты в цирке ходят по лезвию бритвы и каждый день рискуют собственной жизнью. И вот это преувеличенное, словно через лупу показанное существование на пределе человеческих возможностей я бы хотел перенести в театр. 

— Именно так, судя по всему, приходится работать в вашем спектакле Евгению Миронову?

— Когда мы обсуждали эту постановку с Мироновым, я даже не предполагал, что он готов зайти так далеко в своих сценических опытах. Я, конечно, стараюсь не рисковать его жизнью и здоровьем. Но зритель, когда придет на спектакль, увидит, насколько он смело экспериментирует, как свободно двигается, как пластичен и силен не только актерски, но и чисто физически.

— И это при том, что Евгений недавно перенес травму ноги.  

— Но это не из-за меня! (Смеется.) Но может быть, именно благодаря этой травме он сейчас лучше сконцентрирован, внимательнее относится к работе своего тела.

— Миронову приходится не только мгновенно перевоплощаться и менять маски, но и два с половиной часа балансировать внутри огромного вращающегося куба. Прекрасная метафора потерявшего равновесие мира. Но оказывается, это не первая ваша постановка с такой декорацией. 

— С этим пространственным решением мы работаем первый год: параллельно с московским «Гамлетом» я выпустил в Квебеке спектакль «Иглы и опиум» с таким же кубом. Я пытался по-новому использовать актера на сцене.

— То есть куб не связан с вашим ощущением сегодняшнего времени?

— Это больше мои размышления о театральном пространстве. До сих пор мы в большинстве случаев используем традиционную сцену-коробку, отделенную от зала рампой, которую изобрели в Италии еще 400 лет назад. А мы сегодня живем в эпоху интернета и полетов в космос, мир преодолел законы гравитации, и театральная сцена, на мой взгляд, должна отражать эту новую реальность. 

— Почему вы тогда перенесли действие «Гамлета» в 60-е годы прошлого века?

— Изначально мы не хотели привязываться к определенному временному периоду. Но по ходу репетиций поняли, что вся эта пьеса пронизана темой шпионажа: Полоний следит за дочерью и Гамлетом, Лаэрт следит за Офелией, король посылает Розенкранца и Гильденстерна шпионить за другом. Шпиономания была очень актуальна в 1960-е годы, причем как на Западе, так и на Востоке. Поэтому эта эпоха и возникла в спектакле. 

И еще — для меня очевидна связь между тем временем и Гамлетом, которого чаще всего трактуют именно как романтического героя. 1960-е для меня — очень романтический период, когда и в жизни появилось много Гамлетов. Это были актеры кино, рок-звезды. И все идеи, возникшие в то время, — сопротивление войне, дети цветов — тоже романтические.

— Но каков тогда наш, современный Гамлет? Почему эта вечная пьеса сегодня снова так востребована? 

— Гамлет — образ одиночки, человека, который старается быть вне системы. А мы сегодня живем в мире, где все пользуются Twitter и Facebook. Мы все охвачены глобальной мировой сетью. И теперь все знают, что мы едим, о чем думаем, как одеваемся. Мы живем в мире, очень похожем на гамлетовский Эльсинор. И тема человека, который пытается сохранить свое одиночество, свою идентичность, сегодня очень актуальна. Парни вроде Сноудена и Ассанжа, которые попытались разоблачить систему, но попали в собственную западню, и есть современные Гамлеты. И думаю, таких людей со временем будет все больше и больше.

Комментарии
Прямой эфир