Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

«Уход Синайского напоминает дезертирство. А мы — 28 панфиловцев»

Мария Гулегина — о «Дон Карлосе» в Большом театре, российском паспорте и о том, что отдала бы сына учиться в академию, где директорствует Цискаридзе
0
«Уход Синайского напоминает дезертирство. А мы — 28 панфиловцев»
Фото: Олег Черноус/предоставлено пресс-службой
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Большой театр готовится к первой полноценной оперной премьере сезона. Для примадонны Марии Гулегиной «Дон Карлос» в постановке Эдриана Ноубла станет премьерой сразу в нескольких отношениях. Она не только впервые споет партию Эболи, но и, как ни странно, впервые в своей карьере выйдет на сцену Большого театра. Чувствами дебютантки Мария Гулегина поделилась с корреспондентом «Известий» Ярославом Тимофеевым.

— Когда вы впервые спели в «Дон Карлосе»?

— Почти 30 лет назад, в Минске. Дальнейшая история моего «Дон Карлоса» складывалась как-то несчастливо. Я собиралась петь Елизавету на фестивале Arena di Verona, но поскольку на следующий год должна была открывать в той же партии сезон в La Scala, то Риккардо Мути попросил меня не петь ее до премьеры. В итоге я заболела и не спела ее ни в Вероне, ни в Милане.

А с ролью Эболи приключилась очень смешная история. В 1991 году в Метрополитен-опере планировался концерт к 25-летию карьеры Миреллы Френи и Николая Гяурова. Меня пригласили спеть арию Эболи и квартет. Я ответила, что они сошли с ума — как я, молодое сопрано, могу браться за такую партию? Через пять минут перезвонила и сказала: «Да, я сошла с ума, буду петь». Меня спросили: «Ты ее уже пела?» Я говорю: «Конечно!» А на самом деле выучила свою партию за одну ночь и пришла на репетицию к Джеймсу Ливайну (главный дирижер Метрополитен-оперы. — «Известия»). Ливайн был в восторге, но выступлением пришлось пожертвовать ради более важного дебюта в «Тоске».

В 1996 году мне позвонил Джеймс Конлон и стал уговаривать спеть Эболи уже полностью. Я ему объясняла, что не могу: ведь я еще хочу спеть Виолетту, Норму, хочу освоить «Набукко», «Макбета», «Эрнани», «Трубадура». А после Эболи меня уже никто не возьмет на эти роли. В оперном мире все мыслят клише. Это как с советскими актерами: если ты сыграл Ленина или Сталина, всё — остальные роли для тебя закрыты. Но сейчас, когда меня позвали в Большой, я сама решила, что буду петь не Елизавету, а Эболи.

— Она как личность вам наверняка интереснее?

— Вы правы. В Елизавете мне нужно было усмирять и голос, и темперамент. Она не может быть такой, какая я в жизни — энергичной, подвижной. Несчастный ребенок, нежный цветок из Франции, она из-за политических интриг была вынуждена выйти замуж за короля Филиппа — страшного, подчиненного инквизиции. Показать ее чувства я, конечно, могу, но мне это не очень интересно.

А о роли Эболи я долго думала. Кто она — интриганка, нахалка? С какой болью и стыдом звучит ее признание в том, что король ее обесчестил! Извините, быть любовницей короля — кому-то это покажется удачей. Только очень самодостаточная женщина, какой и была Эболи, воспримет это как оскорбление. Будучи подростком, она со шпагой в руке отстаивала свою честь, и есть свидетельства, что в таком поединке она лишилась глаза, но честь свою отстояла. Она любит Карлоса до умопомрачения, она даже не боится, что король может ее мгновенно положить в эту страшную гриль-тележку инквизиции.

— В итоге она раскаивается?

— Конечно, она ведь признается королеве, что предала дружбу из-за любви.

— Для вас любовь тоже имеет приоритет над женской дружбой?

— Нет, я бы так никогда не поступила. Во-первых, я сама замужем, во-вторых, для меня мужья моих подруг — пусть они простят меня — это бесполые существа. Страсть может пройти, а дружба остается навсегда.

— Кто пригласил вас в Большой?

— Михаил Фихтенгольц. В тот день мы случайно встретились с дирижером Лораном Кампеллоне. Он тут же звонит Михаилу и говорит: «Знаешь, с кем я сейчас? С Гулегиной». Михаил в ответ: «Держи ее!» Он пришел и стал меня уговаривать на разные роли. Затем началась вся эта история с Колей Цискаридзе. Мы друзья, и я чувствовала, что не могу попрать дружбу и пойти петь в Большой театр. А потом вдруг сменилась дирекция театра. И в конце лета я получила письмо лично от Владимира Георгиевича Урина с просьбой участвовать в «Дон Карлосе». Я знаю, что он поднял театр Станиславского и что это человек слова. Если он сказал, то сделает. Подумала: новый театр, новый директор, новая роль, прекрасный режиссер, исторические костюмы! Почему нет? И я решилась.

— Кто выйдет с вами на сцену?

— В роли Елизаветы — прекрасная Вероника Джиоева. Заглавную роль исполнит замечательный итальянский тенор Андреа Каре. Игорь Головатенко будет петь Родриго, а Филиппа — Дмитрий Белосельский, это очень хорошие и уже известные в мире певцы. Мэтью Бест, который должен был выйти в роли Великого Инквизитора, сейчас болен.

— Вы известны тем, что можете твердо сказать режиссеру-постановщику «нет».

— Я просто всегда задаю вопросы — зачем и почему. Но Эдриану Ноублу это нравится. Мы спорим как два образованных человека и находим истину. Я, например, объяснила, что не могут Елизавета и Эболи выходить в одинаковых костюмах: ведь Елизавета возвращается из Эскуриала, а Эболи — у себя дома. Ко мне прислушались. Вообще я никогда не пойду на постановку к режиссеру, который не любит оперу и просто пытается скрыть свою безграмотность.

— В постановке Ноубла модернизма нет?

— Здесь модернизм в том, что каждая эмоция подана как в кино — максимально крупным планом. Средства и технологии современные, но раскрывают изначальную, настоящую драму.

— Как вы восприняли уход Василия Синайского из театра?

— Владимиру Георгиевичу виднее, что делать. Раз человек попросил отставку, а директор ее подписал, значит, так и должно быть.

Лично я не понимаю мотивов Василия Серафимовича. Для меня сейчас работать в Большом театре — одно удовольствие. Теперь «Дон Карлосом» дирижирует Роберт Тревиньо. Он совсем молодой, ему еще нет 30 лет. Со вторым составом он уже проводил довольно много спевок, а у нас с Синайским была только одна. Может быть, Владимир Георгиевич посетовал на то, что первый состав остался не обласкан главным дирижером. Не знаю.

— Покинуть театр за две недели до большой премьеры — случай почти беспрецедентный.

— Это немножко напоминает дезертирство. Ну а мы, как 28 панфиловцев, будем грудью стоять за Москву. И отстоим.

— Будь вы на месте Урина, кого бы пригласили на пост главного дирижера Большого театра?

— Есть много потрясающих молодых дирижеров ­— Василий и Кирилл Петренко, братья Юровские, Туган Сохиев, есть и замечательные иностранцы, которых любит оркестр ГАБТа, — например, Лоран Компеллоне. Но главный дирижер — не только дирижер. Это человек, который головой отвечает за всё. Вот если бы кто-нибудь устроил демарш, как Синайский, то именно главный дирижер должен был бы спасти ситуацию. И, конечно, он должен правильно подбирать составы, так, чтобы все голоса сливались.

— В Большом за это, кажется, отвечает управляющая оперной труппой Маквала Касрашвили.

— У Маквалы огромный опыт, и она очень приятный человек. Но я думаю, что театр должен быть как двуглавый орел: директор, занимающийся финансами и управлением, и главный дирижер, отвечающий за музыкальное качество.

— На 26 февраля следующего года заявлен ваш первый сольный концерт в Кремлевском дворце. С какой программой вы совершите этот дебют?

— Вместе с маэстро Фабио Мастранджело мы готовим арии из произведений Верди, Беллини, Пуччини и Чайковского. Огромное счастье — петь именно в Кремле и быть уверенной, что каждый желающий сможет попасть на концерт.

— Организатор фестиваля «Королевы оперы» Евгений Винтур так и не выплатил вам гонорар. Будете подавать в суд?

— Он объявил себя банкротом, так что уже ничего не добьешься. Я считаю, что если человек подлец, то жизнь сама заставит его всё понять. Я не хочу в этом участвовать.

— Недавно вы трудились в жюри конкурса «Большая опера».

— И очень пожалела об этом. Сначала меня попросили быть председателем жюри. Я подумала: наконец-то будет конкурс, где у председателя жюри никто из знакомых — никто! — не будет петь! Для меня все конкурсанты были как чистый белый лист. Когда я узнала, что председателем жюри будет Тамара Синявская, тоже обрадовалась — люблю ее и уважаю. Но уже потом, когда съемки закончились, я вдруг услышала, что победитель — ученик Тамары Ильиничны. Я была в шоке. Рассказала мужу, он государственный тренер России по греко-римской борьбе. У него брови поднялись: чтобы тренер стоял и оценивал своего ученика? Да этого ученика тут же дисквалифицируют, даже если тренер близко подойдет к рефери! А тут учитель спокойно ставит ученику два балла, а его сопернику — ноль. Понимаю, что к ученикам привязываешься, как к детям, а ради ребенка можно пойти на всё. Но зачем же убивать у молодых конкурсантов надежду на справедливость? Это неправильно — делать на государственные деньги на государственном канале такой якобы конкурс.

— Что вы думаете о решении вашего друга Цискаридзе завершить сольную карьеру и возглавить Академию имени Вагановой?

— Думаю, что он закончил немножко рановато. С другой стороны, лучше уйти со сцены на день раньше, чем на полчаса позже. Это геройский поступок. То, что он возглавил академию, меня очень радует. Говорят о разнице школ: якобы в Москве танцуют более ярко, в Петербурге — пастельно, там не дай бог поднять ногу на полный батман. Я очень ценю мнение педагогов и танцовщиков, но если бы передо мной стоял выбор, куда отдать своего ребенка, для меня огромную роль сыграло бы то, что директор Вагановки — не просто замечательная женщина-функционер, а великий Николай Цискаридзе. Я бы своего мальчика туда отдала.

— Вы говорили о желании получить российское гражданство. В этом вопросе что-нибудь продвинулось?

— Мне сказали, что я должна писать заявление. Ну не умею я писать заявления! Если дадут — буду счастлива. А сама ходить и просить не могу. Мне уже собирались дать российский паспорт перед Олимпийскими играми в Ванкувере, но я в тот момент сменила фамилию и всё расстроилось.

— Кто вы теперь по паспорту?

— Мария Мкртычева. А вообще я очень сожалею о том, что не оставила отцовскую фамилию — Мейтарджян. Мейтар в переводе с хибру (древнееврейский язык. — «Известия») означает «голосовые связки» или «струны». Сейчас я известна всему миру под фамилией, которая мне не принадлежит. Так же было и с Архиповой, и с Вишневской, и с Долухановой. Когда я первый раз вышла замуж, Долуханова меня ругала: «И что, вы с каждым мужем будете менять фамилию?» Оказалась права. Надо прислушиваться к советам старших.

Комментарии
Прямой эфир