Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Мишустин анонсировал формирование новой модели оплаты труда бюджетников
Происшествия
Число погибших при падении автобуса в реку в Петербурге выросло до трех
Политика
Полпред президента РФ в ГД представил кандидатуру Мишустина на пост премьера
Политика
Путин встретился с Мишустиным перед рассмотрением его кандидатуры в ГД на пост премьера
Общество
Пять человек госпитализированы после падения автобуса в реку Мойку в Петербурге
Общество
Автобус с пассажирами упал в реку Мойку в Петербурге. Что известно
Армия
Войска РФ в ходе СВО за неделю нанесли 27 групповых ударов оружием большой дальности
Мир
В ФРГ заявили о работе над экстрадицией подозреваемого в убийстве россиянок в Турции
Мир
В КНР выступили против ограничений США в отношении китайских компаний
Мир
ВМС Британии сообщили о нападении на судно у берегов Йемена
Мир
Суд в ФРГ решит вопрос об экстрадиции подозреваемого в убийстве россиянок в Турции
Мир
Нарышкин счел невозможным прием Украины в НАТО в ускоренном формате
Экономика
Правительство выделило Курганской области 4 млрд рублей на восстановление после паводка
Мир
Centrus попросит США отказаться от запрета на импорт обогащенного урана из РФ
Политика
Молдавскому депутату Марине Таубер в ГД вручили орден Дружбы
Мир
У берегов Тайваня произошло землетрясение магнитудой 5,8
Мир
На здание бывшего генконсульства РФ в Лейпциге совершено нападение

Антиолимпийский фантом

«Путинские игры» Александра Гентелева не поразили ни художественным замыслом, ни документальными разоблачениями
0
Антиолимпийский фантом
Кадр из фильма «Путинские игры»: youtube.com/erema eremin
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В кинотеатре «Художественный» в рамках фестиваля документального кино «Артдокфест» состоялась премьера картины Александра Гентелева «Путинские игры». Хотя режиссер, русский, продюсерский состав и финансирование — преимущественно немецкие, поэтому на фестивале фильм попал в «немецкий день». Впрочем, зрители, пришедшие на «Путинские игры», готовились не к «немецкому дню», а к разговору о нашем, наболевшем.

Интерес подогрели скандалы, которыми фильм стал обрастать еще в процессе его создания. Во-первых, Международный олимпийский комитет запретил авторам использовать какую-либо хронику прошедших Олимпиад, а также олимпийскую символику и даже само слово «олимпиада». Во-вторых, продюсеры фильма рассказывали, что после публикации трейлера «Путинских игр» к ним якобы обратились некие люди из России с предложением выкупить права за баснословные деньги.

Все это, а также сам факт показа откровенно антиправительственного фильма в пяти минутах ходьбы от Кремля стало причиной невиданного ажиотажа в «Художественном»: люди штурмовали входы и занимали ступеньки, когда места в партере и бельэтаже закончились. Но если бы в переполненном зале оказались те неведомые инвесторы, которые собирались выкупить права, заплатив втридорога, то после показа они должны были бы радостно выдохнуть и обмыть сэкономленные средства: ничего такого, что не озвучивалось ранее (в том числе в российских СМИ), в фильме нет.

Утверждения о коррупции и откатах Гентелев аргументирует не конкретными документами, но словами Бориса Немцова и Гарри Каспарова, а также бизнесменов, которых вытеснили из Сочи. Постоянно повторяемые сентенции о том, что геология и климат выбранного места не подходят для постройки олимпийских объектов, — опять-таки фразами оппозиционеров, но не выкладками авторитетных ученых и специалистов. Наконец, рассказы о том, как город разрушен новой застройкой, сопровождаются жалобами непонятных личностей, хотя можно было бы просто показать кадры города «до» и «после». И это было бы куда выразительнее, чем любые интервью и нагнетающий голос за кадром.

Задавшись целью снять фильм о подготовке к Олимпиаде, авторы могли пойти по одному из трех путей: делать художественное произведение, глубокий многосторонний анализ ситуации или же просто агитку, политически ангажированную в ту или иную сторону. Очевидно, решение было принято в пользу последнего варианта. Хотя, даже если брать только фильмы об Олимпиаде, известен пример, когда агитационные цели удалось совместить с большими художественными задачами: это «Олимпия» Лени Рифеншталь.

Картина была снята в 1938 году в гитлеровской Германии, на мюнхенской Олимпиаде. Воспевая красоту тела и силу духа спортсменов, создательница «Триумфа воли» подспудно внушала мысль о превосходстве арийской расы, но делала это настолько ярко, что «Олимпия» почти сразу стала классикой.

Александр Гентелев, очевидно, не собирался вступать в художественное единоборство с фрау Рифеншталь, поэтому стилю арт-документалистики предпочел жанр телевизионного разоблачения. Но самое обидное, что и яркой агитки у него не получилось. Такое ощущение, что за образец при создании фильма были взяты энтэвэшные «Анатомии протеста»: по манипулятивности, использованию сомнительных приемов (типа издевательски звучащей закадровой музыки) и голословных аргументов создатели «Путинских игр» недалеко ушли от пропаганды с другой стороны баррикад.

Возможно, сказалась нехватка материала: закадровый голос сетует, что с создателями фильма не стали разговаривать ни Олег Дерипаска, ни Владимир Потанин, ни прочие лица, участвующие в создании олимпийских объектов. Но даже если бы фильм имел совсем иную тональность, вряд ли олигархи стали бы тратить время на малоизвестных документалистов.

Впрочем, многие чиновники и люди, участвующие в подготовке Сочи-2014, все же согласились встретиться с авторами «Путинских игр». В кадре есть прямая речь Леонида Тягачева, Вячеслава Фетисова, Александра Жукова… Но их комментарии слишком коротки: то ли они не уделили достаточно времени интервью, то ли не сказали того, чего ожидали интервьюеры.

Зато с кем создателям фильма действительно повезло, так это с мэром Сочи Анатолием Пахомовым — уж очень фактурным оказался персонаж. Вот мэр идет перед камерами по городу, видит поднимающуюся по лестнице старушку с пакетом и бросается ей помогать, вырывая пакеты (старушка с трудом отбивается). Зал моментально чувствует показуху и взрывается хохотом. В другом эпизоде мэр восклицает: «У нас город для отдыха, а не для коррупции!» Ответом ему — еще один приступ всеобщего веселья в зале.

Увы, для жанра политической сатиры таких моментов всё же маловато. Поэтому после показа многие оппозиционно настроенные зрители расходились в унынии. Ожидали сенсации и мощного вызова власти — получили картину, которая не озвучивает ни одного конкретного обвинения.

Комментарии
Прямой эфир