Футбол наших дней — это не только выверенные пасы, искрометный дриблинг и запоминающиеся взятия ворот. Это еще и огромные финансовые вливания, без которых всё вышеперечисленное просто невозможно. Футболисты на сегодняшний день товар не просто хороший, но и с кусающимися цифрами на ценнике. Многие до сих пор в шоке от трансфертной стоимости Гарета Бэйла, ставшей доказательством фразы «Мир сошел с ума». И если многие артисты в состоянии обойтись директором на зарплате, то футболисту необходим агент, черпающий вдохновение и материальные блага в комиссионных. Не всем же повезло, как, допустим, Лионелю Месси. Я не о признанной гениальности аргентинца, а о его папе Хорхе. Родитель «волшебного гнома» выполняет не только отеческие функции, но и делает работу агента. Плохо ли, хорошо ли, учитывая недавний скандал с попыткой уйти от налогов, но деньги остаются в семье. В других случаях немалые суммы оседают в карманах торговцев бегающим и забивающим товаром.
Институт футбольных агентов существовал с тех пор, как люди начали перекатывать мяч по газону в усладу зрителям, но официально его признали только в 1991 году. Именно тогда ФИФА ввела систему лицензирования для посредников. Немного символично, если вспомнить оборот про начало лихих 1990-х. А если отбросить символизм и обратиться к истории российского футбола, то можно написать не один криминальный боевик. В агенты устремились не только бывшие футболисты и люди, разбирающиеся в спорте номер один, но и те, для кого рабочими инструментами были паяльники, утюги и бейсбольные биты. А сама агентская сеть тут же попала в сферу интересов любознательных и всевидящих ОПГ. Правда, не стоит идеализировать и другие страны. Даже далеко не кристально чистая ФИФА признает, что рынок футбольных агентов увяз в трясине коррупции и навести там порядок очень и очень сложно. Этакий футбольный «Черкизон», но в более серьезных масштабах.
И решение РФС о новой процедуре лицензирования клубов неожиданным назвать трудно. Если говорить простым языком, то руководство союза решило отцепить агентов от груженого деньгами состава. Отныне для получения лицензии и клубы, и посредники должны представить документы о своих официальных взаимоотношениях. То есть о спортивном браке по расчету. Не знаю, как вам, а мне кажется, что это нововведение останется на бумаге. По словам президента Российского футбольного союза (РФС) Николая Толстых, данная поправка покажет реальные потери клубов от агентских выплат, которые руководителю российского футбола и без того известны. Это порядка $100 млн, то есть половина бюджетов команд Российской футбольной премьер-лиги. Тут же вспоминается нехватка футбольных полей и спортивных интернатов, тренеры которых зарабатывают копейки по сравнению с теми же агентскими выплатами. Более того, сам РФС испытывает финансовые трудности и находится в поиске спонсора, что придает ситуации долю комичности. То есть существуют проблемы, которые принято называть комплексными.
И ладно бы клубы покупали только «свежатину». Так ведь не всегда. А хороший торговец, как говорят американцы, может выгодно продать и мертвого ковбоя. Вот и продают. Порой, наблюдая за действиями на поле некоторых гостей с африканского континента, начинаешь предполагать, что еще недавно этот парень играл за миску похлебки. Я это к чему? А к тому, что взаимоотношения, развивающиеся по схеме «клуб–агент–клуб», абсолютно взаимовыгодны. Ведь Толстых назвал только официальные потери команд. А на территории постсоветского пространства официальные потери смело можно умножать на два, а иногда и на большую цифру. Кто согласится терять такие деньги? Тем более что агенты в большинстве своем — это люди закаленные, способные при надобности проскользнуть меж страничек любого закона. Другой вопрос, какими будут санкции в случае его нарушения. На мой взгляд, это должны быть очень серьезные штрафы, которые будут налагаться как на клуб, так и на агента, и аннулирование лицензии у последнего. Ведь если начать снимать команды с чемпионата, то через пару лет и играть в премьере будет некому...