Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир

В Петербурге появится музей кино

По мнению авторов проекта, среди которых режиссеры Сокуров и Норштейн, это событие послужит импульсом для создания региональных синематек
0
В Петербурге появится музей кино
Фото: seance.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Санкт-Петербурге планируется появление музея кино — синематеки. Инициатор проекта, коллектив журнала «Сеанс», предлагает создать ее на базе «Ленфильма». Среди подписавших меморандум о создании музея кино — Наум Клейман, Александр Сокуров, Федор Бондарчук, Юрий Норштейн, Эдуард Пичугин, а также директора зарубежных музеев кино, которые присутствовали на конференции «Дети синематеки», прошедшей в рамках Международного культурного форума.

«Мы можем уверенно говорить о том, что у российского зрителя появился устойчивый интерес к кинематографу, в первую очередь — национальному. Однако интерес этот нужно постоянно поддерживать и подогревать. Международный опыт говорит нам о том, что, исходя из образовательных и воспитательных потребностей, в каждом крупном регионе должна существовать полноценно функционирующая синематека, куда имеет доступ любой желающий», — говорится в меморандуме. 

Директора музеев кино и синематек из Старого и Нового Света, а также кинокритики и культурологи собрались в кинотеатре «Аврора» на Невском, чтобы обсудить, что происходит сейчас с самим кинематографом, с музеями кино и, конечно, со зрителями.  

Оказалось, что, сколь бы ни была благополучной и развитой в кинематографическом смысле страна, она всё равно подвержена тем же проблемам, что и весь остальной мир. 

Фильмы, всё чаще становящиеся аттракционами, диктуют новое, «попкорновое», отношение к кино. И синефильство, никогда не бывшее мейнстримом, сейчас, к сожалению, воспринимается почти как экзотика.

«Зачем нам музей кино — это прибежище молодых обкуренных босяков?», — привел модератор дискуссии Андрей Плахов слова одного из чиновников, добавив, впрочем, что они были произнесены несколько лет назад. А сейчас, под давлением профессионального сообщества и прессы, эта точка зрения уже не доминирует.

В том, что музей кино нужен, например Москве, никто из руководителей города и страны сомнений не высказывает. Но и о том, чтобы вернуть детище Наума Клеймана в центр, разговор не идет. Сейчас как наиболее благоприятный вариант рассматривается выделение московскому Музею кино здания на Ленинградском проспекте в районе метро «Аэропорт».

Между тем музеи кино и синематеки — такая же часть культурного ландшафта современных городов, как музеи изобразительного искусства. И если можно воспитать вкус к живописи и литературе, то и кино нуждается в том же.

Эта мысль стала одной из центральных на конференции, в итоге которой и был принят вышеупомянутый меморандум, предлагающий правительству рассмотреть возможность разработки проекта «Синематека-XXI век» и выбора Петербурга в качестве пилотного региона для его запуска.

Впрочем, у Александра Сокурова, хоть он и поддержал идею петербургской синематеки, есть свое, отличное от коллег отношение к музеям кино. По его словам, кино — не просто с необычайной скоростью устаревает; по сравнению с литературой, живописью, музыкой оно все-таки искусство второго сорта. А потому неправильно, если оно будет оттягивать на себя, в том числе и благодаря музеям, слишком большое внимание людей и отвлекать их от чтения книг, например.

Но пока отвлекать от высокого особо нечему: в Москве Музей кино сослан подальше от глаз людских, а петербургскую синематеку еще только предстоит создать. Если, конечно, правительство поддержит эту идею. Вполне возможно, что и поддержит: выступая на форуме во вторник, министр культуры Владимир Мединский заявил, что в объявленном годом культуры 2014-м особенное внимание будет уделяться регионам.   

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир