Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Александр Нуризаде стал новым послом России в Хорватии
Мир
Полиция назвала одной из причин пожара на заводе Diehl поджог по неосторожности
Мир
В ООН обвинили Израиль в нарушении международных норм по эвакуации в секторе Газа
Мир
Экс-нападающего ЦСКА Жо арестовали в Бразилии за неуплату алиментов
Общество
В Херсонской области задержали завербованного Киевом сотрудника МЧС РФ
Мир
Мирзиёев примет участие в праздничных мероприятиях ко Дню Победы в Москве
Мир
В Финляндии допустили открытие границы с РФ после принятия закона о беженцах
Мир
Активистка в Германии обратилась в суд из-за запрета георгиевских лент
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Общество
Число рейсов «Аэрофлота» из Москвы в Сочи вырастет почти на четверть летом
Мир
Джон Суинни возглавил правительство Шотландии
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Мир
Экс-советник Пентагона заявил о росте числа сдающихся в плен военных ВСУ
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
Пожар площадью 1 тыс. кв. м разгорелся на складе в Белгородской области
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

В тупике глобальных жалоб

Поэт и переводчик Игорь Караулов — об американском варианте ответа на вопрос «Кто виноват?»
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Нью-Йорке произошла трагедия. Прямо в черте города сошел с рельсов и опрокинулся пассажирский поезд. Погибло четыре человека, ранено свыше 60.

Эта авария со всех сторон освещается в американской прессе. Мы видим и взволнованные рассказы выживших, и схемы места происшествия, и снимки с воздуха, и, конечно же, комментарии специалистов, первые версии.

Участок, на котором случилась катастрофа, имеет нехорошую репутацию. Рельсы здесь делают крутой поворот, и поездам приходится идти очень медленно. В июле здесь уже сходил с рельсов грузовой состав. С другой стороны, машинист локомотива утверждает, что у него не сработали тормоза, оттого и скорость была слишком большой. Теперь американцы ждут заключения от экспертов и в зависимости от их вердикта будут что-то делать либо с путями, либо с подвижным составом, либо уж с машинистом.

А сейчас о том, чего нет в этой информационной картине. Например, нет призывов немедленно уволить руководителя компании Metro-North, обслуживающей этот маршрут. Оппозиционные политики не упрекают власть в том, что она довела до ручки город, штат или страну в целом. Наконец, хор блогеров и колумнистов почему-то не затягивает жалобную песнь о том, что Америка клонится к закату, жизнь не удалась, а смерть неизбежна. Словом, недостает всего того контента, который в изобилии производится у нас в стране после любого чрезвычайного происшествия.

Нельзя сказать, что нью-йоркский инцидент уникален для США. За месяц с хвостиком это пятая авария на американских железных дорогах, причем третья с человеческими жертвами (тот же период российские железные дороги отработали без подобных происшествий). Казалось бы, сам Бог велел понаделать глобальных, обобщающих выводов. Но американцы вместо этого ищут конкретную причину: что именно надо предпринять, чтобы трагедия не повторилась? Пути выровнять или тормоза укрепить?

Насколько же проще живется нам в России! «У каждой аварии есть имя, фамилия и должность», — говорил железный нарком Каганович. Удобнее всего то, что имя, фамилия и должность в каждом случае известны заранее. Например, если что-то случается на железной дороге, — даже не авария, а банальное опоздание поезда — то в этом всегда виноват лично Владимир Якунин, отдаленный преемник Кагановича, всероссийский стрелочник, станционный смотритель и путевой обходчик. Заметим, что эта причина в принципе не может быть устранена, она может лишь сменить имя и фамилию.

У экологической организации «Гринпис» есть мудрый лозунг: мысли глобально, действуй локально. Наша общественность чаще поступает согласно русской поговорке: главное прокукарекать, а там хоть не рассветай. Действовать она не хочет, да и не может, поскольку мысль глобальная поглощает все ее силы.  

Shit happens, — говорит американец и зовет на помощь знающих людей. «Во всем виноват…» — бодро начинает речь мыслящий россиянин, и тут его не остановить. Первопричина российских бед — давно уже не предмет обсуждений. Всем ясно, что это татаро-монгольское иго, а еще прежде него — решение князя Владимира принять христианство от неправильного провайдера. Но это история, о которой нам еще напишет Борис Акунин, в настоящем же все беды исходят от государства. Как ни парадоксально, чем свободолюбивее гражданин на словах, тем больше он на деле склонен к патернализму. Формулы тут тоже давно отточены.

«Люди годами жили на пороховой бочке, а государство ничего для них не делало» (это можно было бы сказать об апрельском взрыве на заводе удобрений в Техасе).

«Власти никого не предупредили, не организовали эвакуацию» (это явно про страшное торнадо в Оклахоме).

Когда же дело доходит до обсуждения частных причин, наши мудрецы тут же раскладывают пестрый веер готовых доводов, так что специалисту не вставить и междометия. Что у нас там сегодня, авиакатастрофа? Стало быть, ставим пластинку «летаем на гробах». Если самолет российский, то дело ясное: списать рухлядь, закрыть производство, ведь мы же вот не ездим на «жигулях». Если падает Boeing, как это было в Казани, то значит, он просто был очень старый. А если выясняется, что сам Обама летает на самолете того же возраста, то… да что вы нас путаете, давайте уж перейдем к следующей теме.

А темы для глобальных жалоб всегда есть, ведь на худой конец у человека десять пальцев и из каждого можно что-то высосать. Задымление в вагоне метро легким движением превращается в транспортный коллапс, наглядно показывающий всю гнилость нашей технологической, а следовательно, и общественной системы и устраняющий последние сомнения в том, что из страны надо валить. Случаются и совершенные анекдоты. На днях, когда транспортный корабль «Прогресс» в ручном режиме причалил к МКС, популярный новостной сайт сообщил примерно следующее: «Очередное ЧП в российской космонавтике: «Прогрессу» не удалось пристыковаться к МКС в автоматическом режиме».

У нас, как и во всякой большой стране, происходит и всегда будет происходить всякое — в том числе и трагическое, и просто неприятное. Но тот, кто по каждому поводу призывает «ломать систему», вместо того чтобы тщательно выискивать «баги», мешающие ей нормально работать, на самом деле не противостоит ей. Он ее консервирует в худшем виде.

Комментарии
Прямой эфир