Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
В СФ отметили соответствие предложения Путина о переговорах с Киевом интересам РФ
Мир
Внук Шарля де Голля призвал приложить все усилия ради борьбы за мир
Мир
Число погибших в аварии с автобусом на Шри-Ланке выросло до 21
Мир
Макрон отреагировал на предложение Путина о переговорах с Украиной
Мир
Ушаков отметил важность учета итогов прерванных в 2022 году переговоров по Украине
Политика
Дипломат указал на реальные шаги РФ к миру после предложения о переговорах с Киевом
Мир
СМИ сообщили об отправке Британией муляжей танков на Украину
Происшествия
Три человека погибли в ДТП с «КамАЗом» на Алтае
Общество
Землетрясение магнитудой 5,2 зафиксировали у берегов Камчатки
Мир
Венгрия отложила переговоры с Украиной по нацменьшинствам
Мир
Мирошник указал на желание Зеленского использовать перемирие для перевооружения ВСУ
Армия
Песков назвал эффективной работу российской ПВО в дни празднования 80-летия Победы
Мир
Песков указал на стремление Путина к миру на Украине
Мир
В Иране указали на противоречивую позицию США в переговорах по ядерной программе
Армия
ВСУ за время перемирия свыше 14 тыс. раз нарушили режим прекращения огня
Мир
Зеленский ответил на предложение Путина о переговорах ультиматумом
Мир
Захарова прокомментировала реакцию киевского режима на слова Путина о переговорах

Кто красит стены древнего Кремля

Журналист Леонид Злотин — о том, почему рекламная кампания одного дома моды переросла в масштабный скандал
81
Выделить главное
Вкл
Выкл

Сюжет с рекламным чемоданом, вызвавший весьма живое обсуждение в Сети и за ее пределами, может оцениваться как с этической и эстетической, так и с практической точки зрения. Богатство порождаемых аллюзий также с печалью отставим — это совсем отдельная тема. Начать стоит со старого анекдота, вернее с его ставшего классическим финала: «ну никак не ужас-ужас-ужас». С эстетической точки зрения багажное сооружение у Кремлевской стены, разумеется, никак ее не украшает. Так ведь и установку этим летом караван-сарая между залом Чайковского и памятником Маяковскому трудно назвать удачным архитектурно-планировочным решением (коммерческую тему как совсем отдельную оставим пока за скобками). Вообще-то, что сделано со старой Москвой, например в любимом Замоскворечье, куда более трагично и невозвратно. Так что не ужас.

Если говорить об этике, то вообще-то стоит договориться о допустимых границах. Почему рок-концерт уместно, а рекламный объект — нет? Видимо, в современном мире пора как-то переосмысливать границы сакрального, разумеется, не забывая об этике и том, что в прежние, не такие успешные нефтяные времена называлось приличиями. Эта штука никак не может быть установлена регламентом сверху — что бы про это ни думали сегодняшние борцы за нравственность. Это непрерывные культурные традиции, системное образование, и много еще что, в основном не решаемое за счет дополнительного финансирования. Система табу определяется уровнем цивилизационного развития государства, состоянием института этики и культурным уровнем населения. И здесь результаты не очень обнадеживают: институты этики и морали находятся сегодня либо в глубоком подполье, либо в состоянии комы той же глубины.

Теперь о практической стороне. Администрация президента заявила, что не давала разрешения на установку. Можно поиграть в конспирологию о том, как некоторые влиятельные силы добились разрешения, а потом, учитывая широкий отрицательный резонанс, пришлось отказаться и т.п. И кто же тот могущественный человек, который один только и мог, — ну и дальше всё до скуки очевидно. А могло быть все гораздо проще. Вовсе не факт, что на размещение объектов на Красной площади требуется разрешение АП. Другое дело — ФСО. И в получении подобного разрешения нет ничего необычайного, тем более что акция была заявлена как благотворительная. Здесь ведь, повторимся, и рок-концерты проводят, и каток заливают, а когда-то даже показательные футбольные матчи проводили. А в старину тут вообще гуляли нешуточно. Да, прецедента расположения рекламного объекта на Красной площади еще не было. Но всё бывает когда-то в первый раз. Например — когда-то появилась первая несоветская реклама, непривычный Сбербанк или загадочный «Тракторэкспорт» (для каких клиентов он вообще вывешивался в отсутствие частной собственности), а «Макдоналдс». А потом открылось и первое в стране само это заведение.

Это вовсе не призыв завесить территорию возле Кремля разнообразной рекламой или еще какой-то малопригодной атрибутикой. История с чемоданом говорит о некоторой проблеме, решать которую не получится ни с помощью этических норм или наших представлений о прекрасном, ни тем более общественным резонансом — этот путь сегодня вообще, увы, не функционирует. Видимо, стоит поговорить о специальном регламенте, который бы регулировал размещение рекламных, сервисных и инфраструктурных объектов рядом с наиболее значимыми культурно-историческими сооружениями и памятными местами. Да, администрирования в современной России с критическим избытком, это всем известно и тут не о чем спорить. Но есть вещи, которые требуют установленных правил, например СНиПы (строительные нормы и правила) могут решить любые споры о прекрасном и ограничить креативные фантазии.

Регламент — это не ведь не только о том, что запретить, но и о том, что возможно и допустимо. Если, например, утвержденный регламент разрешает рекламу на Красной площади (по согласованию со службой охраны и городскими властями), то АП не будет никакой необходимости выступать с объяснениями, которые порождают больше сомнений, чем вносят ясность. И никакая коммерческая привлекательность не позволит, скажем, изуродовать историческую Триумфальную площадь (она же площадь Маяковского) пунктами кочевого питания — если подобное будет регламентом не разрешено. Не будучи романтиками, мы понимаем, что правилам трудно устоять против напористого Джорджа Вашингтона, но в определенной степени усложнить процедуру украшения и без того архитектурно переимперенной столицы они помогут.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности