Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Авиакомпания платила ревизору Росавиации за проверку пилотов

Следственный комитет считает, что высокопоставленный инспектор по безопасности полетов брал взятки за подтверждение квалификации командиров экипажей
0
Авиакомпания платила ревизору Росавиации за проверку пилотов
Фото: архив редакции/Алексей Ашихмин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В отделе инспекции по безопасности полетов Росавиации разгорается коррупционный скандал. Следственный отдел СК на воздушном и водном транспорте возбудил уголовное дело против бывшего замначальника отдела Сергея Коровина, который, по версии следствия, получал от авиакомпании взятки за проверку квалификации командиров экипажей воздушных судов (КВС). Сам Коровин отвергает все претензии следствия и считает, что стал жертвой провокации силовиков — так они якобы улучшают служебную статистику по коррупционным делам. Эксперты, знакомые с ситуацией в авиации, говорят, что мелкие авиакомпании не могут себе позволить дорогостоящую подготовку пилотов, поэтому подтверждают их квалификацию через различные сомнительные схемы.  

— Московское межрегиональное следственное управление на транспорте СК РФ возбудило против Сергея Коровина уголовное дело по ч. 1 ст. 290 УК РФ («Получение взятки»), — сообщил «Известиям» источник в Следственном комитете.  

Сергей Коровин занимал пост замначальника отдела инспекции по безопасности полетов межрегионального территориального управления воздушного транспорта центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта (МТУ ВТ ЦР ФАВТ). Согласно должностным обязанностям, он контролировал организацию безопасности полетов в авиакомпаниях, а также проверял технику пилотирования их специалистов, находящихся под юрисдикцией МТУ ВТ ЦР ФАВТ.

28 июня 2011 года Коровин в качестве проверяющего совершил два полета на самолете авиакомпании ЗАО «ПО «Космос» по маршрутам Домодедово–Крайний–Домодедово и Внуково–Ашулук–Внуково. Таким образом он проверял квалификацию КВС-инструктора Григория Курганова. По данным следствия, вскоре после завершения полетов чиновник получил в бухгалтерии авиакомпании на территории аэропорта Внуково-3 в общей сложности 20 тыс. рублей. 

Основанием для получения денег стали договоры возмездного оказания услуг № 38 и № 54, которые Коровин заключил накануне с руководством «Космоса». В документах говорится, что проверяющий должен совершить на самолете авиакомпании методические полеты в качестве пилота-инструктора по маршрутам Домодедово–Крайний–Домодедово и Внуково–Ашулук–Внуково. 

Таким образом, как считают следователи, Коровин получал взятки за выполнение своих непосредственных служебных обязанностей, а КВС-инструкторы авиакомпаний подтверждали свою квалификацию через коррупционные схемы. 

У самого Коровина на этот счет иное мнение. 

— Согласно решениям Верховного суда и Генпрокуратуры РФ, я, как и другие госслужащие, работая в Росавиации, имел право заключать договоры и получать деньги за их выполнение, если это происходило в свободное от работы время и не связано с моими прямыми должностными обязанностями, — пояснил «Известиям» Сергей Коровин. 

Он утверждает, что в его обязанности входило расследование авиационных событий, происшествий, инцидентов и катастроф. Таким образом, по его мнению, он имел полное право просить деньги за не входящие в его обязанности методологическую работу и проверку квалификации летчика авиакомпании «Космос». 

— В 2011 году прокуратура проверяла мой случай и выяснила, что я, летая по договорам, не нарушаю ни одного нормативного документа, — сообщил Коровин. — По-видимому, некоторые представители транспортной полиции с этими документами не знакомы. Кроме того, договор был завизирован и в Росавиации, и в «Космосе».

По его мнению, силовики ищут нарушения в его деятельности, чтобы улучшить служебную отчетность по борьбе с коррупцией. 

«Известия» связались с летчиком Григорием Кургановым, который и проходил у Коровина квалификационную проверку, ставшую поводом для уголовного дела.

— В тот день Сергей Иванович вылетал со мной дважды. Сначала проверял на соответствие квалификации инструктора, для того чтобы я получил эту квалификацию и смог проводить подготовку других летчиков. Кроме того, в тот же день был второй вылет — квалификационная проверка на продление моего летного свидетельства. Чтобы его получить, нужно совершить не менее двух полетов, — пояснил Курганов. 

Тема получения пилотами небольших авиакомпаний своих квалификационных званий, в том числе и КВС, стала актуальной после недавней авиакатастрофы в Казани, когда во время крушения Boeing 737-500 погибли 50 человек. В качестве главной причины катастрофы эксперты называют недостаток опыта и ошибки пилотов.

Как выяснили «Известия», КВС упавшего самолета Рустем Салихов до 2002 года летал штурманом, а затем переучивался на пилота. Весной 2013 года, через полгода работы пилотом, он уже был назначен КВС. Следовательно, в качестве пилота он налетал 2739 часов, а командиром — 510 часов. В авиационных кругах этот факт вызвал удивление: чтобы получить КВС, пилотам обычно требуется несколько лет.

Не меньше вопросов и к подготовке второго пилота Виктора Гуцула — у него был налет меньше 2 тыс. часов, и до 2012 года он летал бортинженером.

Пилот «Аэрофлота», попросивший не указывать его фамилию, рассказал, что в крупных авиакомпаниях летчика не посадят даже вторым пилотом, если он не проучился полтора года и год не стажировался в самой компании.

— Небольшие авиакомпании, у которых полно долгов, позволить себе такое обучение просто не могут, это под силу только крупным перевозчикам, — объяснил он.

Сейчас следователи пытаются выяснить, все ли квалификационные требования были соблюдены при подготовке членов экипажа разбившегося самолета. 

Комментарии
Прямой эфир