Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров предупредил о риске ядерного инцидента в случае новых ударов США по Ирану
Мир
Песков заявил об интересе иностранцев к повестке дня Путина
Общество
Пожар на Ильском НПЗ в Краснодарском крае полностью потушили
Общество
В аэропортах Москвы из-за снегопада отменили 19 рейсов и задержали 14
Здоровье
Эксперт предупредил об опасности кофе на морозе
Мир
Украинский чиновник объяснил происхождение $653 тыс. наследством бабушки
Общество
Минздрав рассказал о состоянии пострадавшего при нападении школьника в Прикамье
Мир
Грушко допустил контакты России с НАТО на высоком уровне
Мир
Ячейку террористов выявили в исправительной колонии в Забайкальском крае
Мир
Politico узнала о планах США сократить миссии НАТО в других странах
Армия
Средства ПВО за сутки сбили две управляемые авиабомбы и 301 беспилотник ВСУ
Общество
В Пермском крае возбудили дело после нападения школьника на сверстника с ножом
Общество
Врач назвала блины опасными для некоторых категорий россиян
Общество
В Челябинске за грабеж и похищение предпринимателей осудили четверых членов ОПГ
Мир
Финалистку конкурса «Мисс Земля Филиппины» 2013 года убили на глазах у ее детей
Мир
Суд в Южной Корее приговорил экс-президента Юн Сок Ёля к пожизненному сроку
Мир
Обвиняемого в афере на 3,2 млрд рублей россиянина депортировали из Таиланда

В переговорах с Ираном Франция играет роль «злого полицейского»

Заключение в Женеве соглашения «шестерки» с Тегераном отложено из-за жесткой позиции Парижа
0
В переговорах с Ираном Франция играет роль «злого полицейского»
Фото: REUTERS/David Gray
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Срыв переговоров в Женеве по иранскому ядерному досье в тот момент, когда до исторического договора с «шестеркой» было, по признанию дипломатов, рукой подать, экспертное сообщество считает «заслугой» Франции.

Перед заключительным днем консультаций французский министр иностранных дел Лоран Фабиус встретился с коллегой Джоном Керри в гостиничном номере последнего, и по итогам их беседы позиция Запада резко ужесточилась. Фабиусу не понравился «вялый» проект соглашения, и он предложил его «уточнить, добавив ряд новых жестких требований в части обогащения урана».

В результате неожиданной позиции Франции главный переговорщик, глава внешнеполитического ведомства Ирана Мохаммад Джавад Зариф так и не смог решиться поставить свою подпись под документом и взял тайм-аут для консультаций с высшим духовным авторитетом страны. Теперь переговоры, на которые возлагалось так много надежд, перенесены на 10 дней. 

— Мы недалеко от соглашения с Ираном, но пока еще его не достигли, — заявил Фабиус.

Кроме этого, министр опроверг обвинения в том, что он препятствовал заключению соглашения, заявив, что «Франция не находится в изоляции, но и не следует за толпой».

О том, по какой причине Франция решила своей внезапной непримиримостью выкрутить руки конструктивно настроенной иранской стороне, рискуя торпедировать весь процесс нормализации, «Известия» поинтересовались у французского эксперта по Ближнему Востоку Джона Китинга.

— Одного объяснения, что Лоран Фабиус решил с опозданием вылезти вперед, раздраженный тем, что русские и американцы опять оставили Париж на обочине выработки решения по ключевому досье, на этот раз недостаточно, — считает он. —  Скорее произошедшее можно подвести под схему «хороший-плохой полицейский» в применении к международным отношениям.

Китинг напомнил, что по сравнению с резкими суждениями главы французской дипломатии насчет того, что проблемы остаются («нам нужно не плохое соглашение, а хорошее»), и попытками исключить упоминание о праве Ирана на обогащение урана изначальная позиция госсекретаря США Керри выглядела совершенно разумным компромиссом.

И в итоге, когда формировался окончательный вариант соглашения, самые занозистые формулировки исходили уже от американцев, а не от французов. Хотя последние в кулуарах отмечали, что опасались, что Керри по конъюнктурным соображениям ухватится за «неконкретный» вариант договора с Ираном, и решили подтолкнуть коллегу в правильном направлении.

Неудивительно, что первый, кто в своем блоге поздравил Фабиуса, воскликнув «Vive La France!», и отметил, что только у Франции хватило мужества помешать плохому соглашению с Ираном, был видный американский «ястреб», сенатор-республиканец Джон Маккейн.

Иранские же руководители, начиная с аятоллы Хаменеи, обвинили француза в произраильской позиции и недальновидном желании нажить себе врага вместо нейтрального экономического партнера.

Джон Китинг считает, что второй по важности причиной ужесточения позиций Парижа в иранском вопросе стала подготовка визита Франсуа Олланда в Израиль в середине ноября. Французское общественное мнение весьма чувствительно к вопросам безопасности Израиля, и Фабиус накануне турне решил сыграть в пользу позиции Нетаньяху в Женеве.

Тем не менее по экономическим соображениям Париж заинтересован в нормализации отношений с Тегераном не меньше, чем США. Достаточно вспомнить, что до введения санкций ЕС французские компании имели серьезные капиталовложения в нефтяном секторе страны и большой объем сотрудничества в других отраслях. «Ролевые игры» между Керри и Фабиусом должны вывести «шестерку», по замыслу Парижа, на подписание соглашения с Ираном на выгодных для Запада условиях.

Главным яблоком раздора, с точки зрения французских дипломатов, остаются завод по производству тяжелой воды в Араке и уничтожение накопленных запасов обогащенного свыше 20% урана. Скорее всего, эти проблемы будут решены после того, как 11 ноября Иран подписал новое соглашение с МАГАТЭ. Даже если иранцы продолжат настаивать на своем праве обогащать уран в мирных целях, «шестерка» будет считать свою миссию по разблокировке иранского тупика выполненной. Санкции могут быть сняты частично уже в 2014 году, и тогда Тегеран снова станет ключевой региональной державой.

Китинг уверен, что Франция не станет в конечном итоге препятствовать договору, если он устроит США. Но пока Запад предпочитает медлить, оценивая уровень готовности аятоллы Хаменеи к компромиссу. Еще одним фактором давления на позицию Парижа остается крайнее недовольство стран Персидского залива — Саудовской Аравии и Катара — перспективой нормализации отношений со своим геополитическим конкурентом — Ираном. За остающиеся 10 дней до нового раунда в Женеве оба этих игрока, близких партнеров Парижа в борьбе с Башаром Асадом, вместе с Израилем приложат все усилия, чтобы примирения не состоялось.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир