Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Федеральная миграционная служба решила форсировать введение электронных паспортов. Чиновники предлагают уже с 2016 года полностью отказаться от бумажных паспортов, заменив их пластиковой картой, которая будет выдаваться с рождения. Ранее предполагалось полностью отказаться от бумажных паспортов лишь к 2025 году.

Ну что же, стремление разнообразных ведомств прямо здесь и сейчас откусить от стремительно скукоживающегося бюджета понятно. С деньгами всё хуже, деньги нужны, а там или осел сдохнет, или падишах. А предлагаемый ФМС проект денег требует колоссальных. Подумайте сами: во-первых, необходимо построить надежную базу данных, содержащую информацию обо всех гражданах страны. Во-вторых, нужно научить весь персонал ФМС по всей стране программировать выдаваемые карты и поставить в отделения необходимое оборудование. Ну а в-третьих, и это самое главное, — необходимо обеспечить всю страну считывающими устройствами для этих карт. Речь идет не только о государственных учреждениях или полиции (а у каждого полицейского должен быть такой ридер!). Но вспомните, как часто вы показываете паспорт всякого рода охранникам и вахтерам при входе в больницу, в здание какого-нибудь института, где арендует помещение необходимая вам фирма, при выписывании  любого пропуска — и вы поймете масштабы проблемы, а также потенциальное количество миллиардов рублей, который подо всё это можно урвать.

Однако все эти очевидные вещи не столь интересны для обсуждения, сколь интересна для этого обсуждения концептуальная сторона ставящейся задачи. Я понимаю эту задачу следующим образом: у каждого гражданина Российской Федерации должен быть уникальный идентификатор, под которым в самых разнообразных базах данных будет храниться вся возможная информация об этом гражданине. Его страховки, его штрафы, его кредитная история, место последнего предъявления карточки с этим идентификатором (что отменяет необходимость регистрации по месту жительства), информация о налогах, о пенсионном счете, медицинские карты, билеты на транспорт, коммунальные счета и много-много чего еще. Любой человек с компьютерным образованием, как я, увидит эту задачу именно так. При этом само понятие «паспорт» естественным образом отмирает: паспорт — это документ о гражданстве, а он нужен только при пересечении границы и более никогда. Само значение слова passport говорит о прохождении (pass) ворот (port). Внутренний паспорт — это оксюморон.

А дальше встает логичный вопрос: а кто будет оператором этой электронной карты? Кто будет отвечать за ее выпуск, перевыпуск, обслуживание и верификацию? Кто будет той компанией VISA или MasterCard? Сейчас таким оператором собирается выступать Федеральная миграционная служба с технической помощью Сбербанка.

Но лично мне этот выбор вовсе не кажется очевидным.

Уже сейчас у нас есть: индивидуальный номер налогоплательщика (который, кстати, должен меняться при смене места жительства, что совершенно его обесценивает), страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) в пенсионном фонде, номер паспорта (вроде бы уникальный, но тоже в совокупности с местом и временем выдачи). Уже три идентификатора, за каждый из которых отвечает отдельная организация. Любой человек с компьютерным образованием, как я, скажет вам, что так не должно быть. Один объект не может иметь три идентификатора — это бессмысленно.

Значит, должен остаться только один идентификатор. Какой из трех? Налоговый номер, как мы видим, меняется при перемене места жительства. И это, быть может, нормально — налоговый учет вряд ли может быть общефедеральным хотя бы потому, что в субъектах федерации могут быть собственные региональные налоги. Например, транспортный налог. А вот номер пенсионного счета есть у каждого гражданина, и он федеральный. В США именно номер карты социального страхования (то есть наш СНИЛС) является основным идентификатором гражданина. Да и наш портал госуслуг именно СНИЛС использует в качестве идентификатора.

Причем же тут Федеральная миграционная служба? Которая есть «федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции». Вот и ответьте мне: какое отношение вопросы миграции имеют к идентификации гражданина? Тем более что большинство граждан в нашей стране всю жизнь живет в одном и том же месте, никуда не мигрируя.

Ответ: никакого. Тем не менее федеральная миграционная служба заведует в нашей стране не только загранпаспортами (что было бы логично — наличие такого паспорта предполагает миграцию), но и внутренними идентификаторами граждан! Не знаю, как вы, а лично я этого не понимаю.

Более того: я вообще не понимаю государственную концепцию в области учета и идентификации граждан. Она вообще есть? Если есть — опубликуйте ее. Покажите. Объясните, какой именно уникальный номер будет тем самым главным номером, однозначно идентифицирующим гражданина России. Назовите организацию, которая будет выдавать эти номера и следить за их уникальностью (любой программист объяснит вам понятие «глобальный уникальный идентификатор», GUID). Обоснуйте, почему именно эта организация будет заниматься этим вопросом.

И только тогда, когда эта концепция будет понятна и когда сервис идентификации будет доступен любой заинтересованной в нем организации, только тогда и надо заводить разговор о выдаче населению электронных карточек с этим идентификатором.

Вместо этого нам говорят, что на готовящейся карте будут и налоговый номер, и СНИЛС, и, сюрприз, номер самой карты! Ну то есть существующая сейчас идиотская ситуация со многими номерами будет просто перенесена с бумажного носителя на электронный. И всё.

Порядка больше не станет — но денег под это дело освоить можно будет порядочно.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир