Столичное метро закупает оборудование против террористов
Московский метрополитен объявил конкурс на приобретение специального антитеррористического оборудования. Аппаратура предназначена для подавления радиолиний управления взрывными устройствами, что поможет спасти пассажиров в случае проведения дистанционных террористических атак. Начальная сумма контракта на закупку 294 комплектов аппаратуры составляет 1,398 млрд рублей.
Последние террористические атаки в московском метро произошли в марте 2010 года. Тогда в результате подрыва двух террористок-смертниц на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» погиб 41 человек, 88 получили ранения. В данном случае закупаемая метрополитеном аппаратура не помогла бы предотвратить теракты.
Единственный дистанционный взрыв в московской подземке произошел вечером 5 февраля 2001 года на станции «Белорусская-кольцевая». Тогда террористы заложили взрывное устройство под мраморную скамью. В результате взрыва пострадали 20 человек. К счастью, атака на мирное население прошла без погибших.
Член комиссии Мосгордумы по законодательству и безопасности, президент ассоциации ветеранов группы «Альфа» Сергей Гончаров подтвердил, что подобное оборудование способно помочь далеко не во всех случаях атак в метро.
— Я считаю, что на фоне событий, произошедших в Волгограде, и в преддверии грядущей сочинской Олимпиады безопасность надо укреплять. Технически это полезно в половине случаев. Если смертник установил у себя на поясе шахида бомбу, работающую от батарейки, то оборудование ее не засечет, — констатировал он. — Но если бомба, установленная на поясе смертника, принимает радиосигнал, этого смертника смогут вычислить и предотвратить теракт. Именно такая бомба взорвалась в Волгограде.
Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов считает, что установка данной аппаратуры способна внести изменения в планы террористов и в некоторых случаях спасти пассажиров даже от смертниц.
— С бомбами, активирующимися от батарейки, такое оборудование не справится. Однако его наличие разрушит схему преступников. Дело в том, что при каждом смертнике есть сопровождающий. В последний момент люди часто выходят из зоны психологического воздействия организаторов теракта и передумывают, — утверждает депутат. — На такие случаи для смертников предусмотрен сопровождающий, который приводит в действие дополнительную взрывчатку, установленную на теле или одежде смертника, а сам остается снаружи транспортного средства, где предусмотрен теракт. Такая бомба всегда на радиоуправлении. И в данном случае закупаемое метрополитеном оборудование ее почувствует. Это война технологий, и кто в ней победит, зависит от нас и наших стараний.
Парламентарий также полагает, что закупаемое метрополитеном оборудование изменит условия пользования этим видом транспорта: мобильная связь и интернет с момента спуска человека в метро и до момента выхода из него исчезнут, так как заглушка будет действовать на все радиоволны. Однако депутат считает, что комфортное передвижение в подземке — достойная жертва, когда речь идет о безопасности жизни пассажиров.
Стоит заметить, что террористы часто используют для приведения заложенной бомбы в действие звонок с мобильного телефона и мнение депутата о перспективах подавления сигналов мобильной связи в подземке обоснованно.
Ветеран Службы внешней разведки и главный эксперт Национального антикриминального и антитеррористического фонда Олег Нечипоренко считает траты на приобретение оборудования по подавлению радиолиний взрывных устройств оправданными.
— Мы не можем точно знать, какой способ атаки изберут террористы. Данное оборудование в метро безусловно необходимо. С его помощью мы сможем решить часть проблем по обеспечению безопасности, в данном случае —предотвратить использование дистанционных взрывных устройств, — сказал ветеран СВР. — На другие методы атаки также нужно искать соответствующие решения.
Рассматривая возможность исчезновения в подземке мобильной связи или интернета, Нечипоренко заметил, что всё зависит от технических характеристик оборудования.
— Пока мы точно не можем сказать, повлияет это оборудование на сигналы мобильных операторов и интернет. Но, как я считаю, если встанет выбор, лучше отказаться от 15 минут мобильной связи, чем рисковать жизнью, — заявил эксперт.
Не смотря на то, что машинисты метрополитена для внутренней связи тоже используют радиочастоты, у них также присутствуют другие дублирующие или резервные системы связи и регулирования работы. Но это не значит, что применение аппаратуры подавления радиолиний заставит метрополитен отказаться от внутренней радиосвязи.
Технологии оборудования по подавлению радиосигналов достаточно немногочислены. Это может быть генерирование гауссовского шума с равномерной спектральной плотностью в требуемой полосе частот, с последующем его усилении по мощности и излучении в пространство. Еще один способ радиоэлектронного подавления управления взрывом, заключается в создании мешающего сигнала в виде свиппирующего по частоте сигнала со специальным видом модуляции. Также есть способ формирования прицельных помех, заключается в приеме радиосигналов, их цифровой обработке, анализе радиообстановки по данным и формированию выходного шумоподобного сигнала с шириной полосы не более 1 МГц.
Существует система подавления радиолиний управления взрывными устройствами «БРИЗ». При том, что она будет глушить все сторонние радиосигналы, система позволяет сохранять работу радиолиний связи и управления оборудованием объекта размещения в диапазонах рабочих частот, параметры которых заносятся в блок управления аппаратуры, так называемые «прозрачные окна».
В пресс-службе Московского метрополитена пока не стали комментировать технические характеристики приобретаемой аппаратуры и то, сможет ли она лишить пассажиров подземки мобильной связи и выхода в интернет.