Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Бастрыкин запросил доклад по делу об убийстве таксиста в Волгограде
Здоровье
Невролог рассказала о причинах возникновения спинальной мышечной атрофии
Мир
Два человека погибли при стрельбе в полицейском участке в Турции
Мир
Депутат Котре обвинил власти ФРГ в препятствовании расследованию взрывов на СП
Общество
Патриарх Кирилл назвал карательной мерой Киева арест митрополита Арсения
Мир
В Париже прошла акция против НАТО и военной помощи Украине
Здоровье
Врач назвала пользу и вред утреннего кофе
Мир
Зеленский обратился к Западу с просьбой предоставить Киеву семь систем Patriot
Общество
Гимн России выключился во время награждения на чемпионате Европы по боксу
Армия
Танк Leopard привезли на выставку трофейной техники в Москве
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве в Днепре
Происшествия
«Известия» показали кадры последствий обстрела ВСУ Донецка
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Армия
Силы ПВО уничтожили еще два украинских дрона над Брянской областью
Мир
Песков назвал предрешенной участь Зеленского
Политика
Захарова указала на временный характер задержек на границах РФ
Армия
Минобороны РФ сообщило об уничтожении трех украинских БПЛА над Брянской областью

Бомба замедленного действия

Фондовый аналитик Валерий Вайсберг — о том, чем грозит мировой экономике новый глава ФРС США
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Преемственность высоко ценится и в бизнесе, и в политике. В этом смысле очередная постановка шоу про хорошего и плохого полицейского, в течение нескольких месяцев подогревавшая интригу вокруг сменщика Бена Бернанке на посту главы Федеральной резервной системы, однозначно удалась. «Голубь» Джаннет Йеллен победила «ястреба» Ларри Саммерса. Пусть и не в публичной схватке лицом к лицу, хотя в поддержку Йеллен и публиковались открытые письма, а под ковром.

Отбросив всё лишнее, можно смело сказать, что на кону в этой борьбе было будущее экономической политики США на долгие годы вперед. Йеллен — за снижение безработицы, Саммерс — за контроль над инфляцией. Экономическая общественность убедила себя в том, что второй путь в лучшем случае приведет к резкому замедлению роста и сохранению высокой безработицы, в худшем — сломает тонкий механизм американской экономики.

Но всё это не более чем обманка, созданная иллюзией коллегиального принятия решений. Американские политики и экономисты чересчур увлеклись заботой о потребителях, простых людях, которые из-за резкого роста ставок потеряют работу и вновь окажутся на грани банкротства. При этом мало кто отдает себе отчет в том, что общество лишилось навыков выживания в сложных условиях именно благодаря длительному отсутствию серьезных потрясений. Оно, в свою очередь, стало следствием забот легендарного Алана Гринспена, стоявшего у руля ФРС 20 лет.

У природы и свободного рынка, ценности которого последовательно отстаивают американские власти, есть важная общая черта — естественный отбор. Слабые особи и даже целые виды вымирают, подобно неэффективным компаниям. Государство и центральный банк, безусловно, несут ответственность за то, чтобы экономические отношения не строились по законам джунглей. Однако опека не должна быть чрезмерной, большинство учится на своих ошибках, а не на чужих. Ограждать от проблем, вместо того чтобы прививать навыки их решения, — плохая стратегия.

Количественное стимулирование, которое, к слову, сработало только с третьего раза, в сочетании с рекордно низкими процентными ставками позволяет оставаться на плаву слишком многим, в том числе за счет низкой стоимости заемных средств. И то, что «снимать бутылку со стола» в любом случае придется, знают и сторонники, и противники Йеллен. Только первые говорят, что уменьшать дозу пока рано, а вторые, что в самый раз. В этом смысле Йеллен — выбор оптимистов, уверенных в последовательном укреплении экономики, а Саммерс — пессимистов, не ожидающих скорого серьезного улучшения. Потерянные десятилетия Японии, стагнация в Европе и «мягкая посадка» экономики Китая оставляют мало оснований для веры в безоблачное будущее США. Зато всё больше фактов говорит о том, что перебравших посетителей не успеют вывести из бара ФРС до того, как мир накроет новая волна кризиса.

Парадоксально, но описанный выше спор двух концепций имеет весьма опосредованное отношение к России. В нынешнем году неожиданно начала воплощаться в жизнь идея декаплинга (минимизации взаимозависимости между развивающимися рынками и США), захватившая умы экономистов практически одновременно с магической аббревиатурой БРИК. С той лишь разницей, что страны, на которые инвесторы еще недавно возлагали большие надежды, скажем, Бразилия и Индия, вместо того чтобы расти быстро и независимо от экономической погоды в Северной Америке, вдруг начали чахнуть.

Американский доллар на ближайшие годы инвестору однозначно милее, чем рупия, реал или рубль. Причина в том, что доверие к ФРС как к институту, ответственному за экономический рост, не пострадало ни от бесконечных препирательств республиканцев и демократов в конгрессе, ни от неверно поданных летом сигналов о сворачивании программы количественного смягчения. Назначение Йеллен лишь укрепляет в оптимистах веру в продолжение экономического роста США, при этом сохраняющийся высокий объем покупки активов поддерживает финансовые рынки. Центробанкам развивающихся рынков о такой деловой репутации остается только мечтать.

Есть, впрочем, одна переменная, которая пока остается за скобками, но в ближайшие пару лет обязательно выйдет на первый план. Сегодня мы имеем уникальное сочетание работающего как часы печатного станка и рекордно низких ставок. Программа количественного смягчения при прочих равных через год будет свернута, но ставки останутся низкими еще какое-то время. Это значит, что доллар еще какое-то время сохранит слабость. Слабый доллар, как правило, означает дорогую нефть. Дорогая нефть — хорошая новость если не для российской экономики, то уж точно для бюджета. Если бы вместо Йеллен во главе ФРС оказался Саммерс, ситуация была бы куда менее благостной. В этом смысле «голубь» дает России надежду на сохранение приемлемых условий для весьма умеренного, но все-таки роста. И, что не менее важно, гарантирует доступ к дешевому внешнему финансированию для государства и крупнейших компаний.


Автор — директор аналитического департамента ИК «Регион»

Комментарии
Прямой эфир