Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин распорядился учредить медаль «Всемирный фестиваль молодежи 2024 года»
Мир
Полиция назвала одной из причин пожара на заводе Diehl поджог по неосторожности
Мир
В ООН обвинили Израиль в нарушении международных норм по эвакуации в секторе Газа
Мир
Экс-нападающего ЦСКА Жо арестовали в Бразилии за неуплату алиментов
Общество
В Херсонской области задержали завербованного Киевом сотрудника МЧС РФ
Мир
Во Франции заявили об унижении Макрона Си Цзиньпином на встрече в Париже
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В США начали расследование обстоятельств поездки арестованного в РФ военного
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Общество
Число рейсов «Аэрофлота» из Москвы в Сочи вырастет почти на четверть летом
Мир
Джон Суинни возглавил правительство Шотландии
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Мир
Генсек ООН Гутерриш направит Путину письмо в связи с инаугурацией
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
Пожар площадью 1 тыс. кв. м разгорелся на складе в Белгородской области
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

Волдыри войны

Поэт и переводчик Игорь Караулов — о том, почему террористы выбрали своей мишенью Найроби
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Это был детский праздник, детский кулинарный конкурс. Внезапно в здание ворвались люди в черных масках, увешанные гранатами, и с криками «Аллах акбар» открыли автоматную стрельбу по толпе. После первого шквала огня они отпустили всех мусульман — всех, кто смог прочитать молитву. Около 70 человек были убиты, остальные стали заложниками. В то же самое время Twitter доносил до мира требования террористов: вывод войск, прекращение контртеррористической операции.

Знакомая нам картина, попросту дежавю. Но теперь это произошло не в Москве и не в Беслане. Вообще не в Евразии. Это Найроби, столица Кении. Вокруг — африканская саванна, львы, антилопы, голые масаи с копьями. В чем смысл этой трагедии? Что делают в этих экзотических декорациях стилистические клоны Шамиля Басаева?

Найроби сегодня — точка боли, пульсирующая сразу на нескольких картах. На детальной, крупномасштабной карте произошедшее выглядит как еще один ход в региональном конфликте, имеющем свою конкретную историю. Террористы действовали от имени «Аш-Шабаб» — джамаата, контролирующего несколько районов на юге Сомали. Разбойничье псевдогосударство не может жить без набегов, и соседняя Кения в самом деле от таких набегов страдала. В ответ кенийские войска два года назад перешли границу и создали буферную зону, оформленную как самопровозглашенное государство Азания. Исламисты долго сулили месть, публиковали угрозы в Сети, взрывали самодельные бомбочки на улицах кенийской столицы и вот, наконец, решились на дерзкий и кровавый акт. Мишенью был выбран торговый центр «Уэстгейт», принадлежащий израильским владельцам — фешенебельное место тусовки богатых кенийцев и экспатов.

Немного иначе это событие смотрится на карте Африки в целом. Черный континент давно уже не вызывает у нас былого интереса, а вот на канале CNN Африка не сходит с экранов. Это можно понять. Африка славится богатствами своих недр: нефтью, ураном, золотом, медью, алмазами. Но Африка — это и не разработанное еще месторождение людских ресурсов; многие считают, что именно сюда будет постепенно перемещаться мировая фабрика по мере роста запросов рабочих Китая и других азиатских стран. И еще Африка — это война.

Наши либеральные экономисты любят говорить про «сырьевое проклятье» России, но именно в Африке мы видим настоящее, нефигуральное сырьевое проклятье, отмеченное морем крови, горами отрезанных голов и отрубленных рук. Волдыри войны то и дело вздуваются на теле Африки. Сегодня полоса войн и террора протянулась в форма буквы Г, перевернутой справа налево, или, вернее, еврейской буквы «далет» вдоль всего Сахеля (южное подбрюшье Сахары) до Африканского Рога, а оттуда на юго-запад и юг, в бывшее бельгийское Конго. На этой дуге лежит и Кения. До сих пор сырьевое проклятье обходило ее стороной: горнорудная промышленность в стране еще не очень развита. Но геологи работают, и их успехи не обещают Кении спокойного будущего: открыт ниобий, открыты редкие земли, есть подозрения на нефть.

Но Найроби — не пустое место и на карте исламского экстремизма. Пес террора вернулся на свою блевотину. 15 лет назад были взорваны американские посольства в Найроби и Дар-эс-Саламе, после чего президент Клинтон предпринял вялую ракетную атаку на Афганистан и Судан, которая, однако же, послужила прологом для бушевского Drang nach Osten. В тех взрывах обвинили «Аль-Каиду» — тогда это имя было еще в новинку. Но «Аш-Шабаб» с прошлого года — тоже филиал «Аль-Каиды». Этих филиалов вообще стало вдруг очень много: есть своя «Аль-Каида» и в Мали, и в Ливии, и в Египте, и в Йемене, и в Сирии. Бен Ладен из своей океанской могилы, должно быть, изумленно смотрит единственным глазом на неожиданный успех своей фирменной франшизы.

Америка поступила с «Аль-Каидой» вопреки слогану Тараса Бульбы: она ее почти убила, она же ее и воскресила. В головах американских политиков произошла сшибка идей: инерция бушевской «войны с террором» (и прежде всего с «Аль-Каидой») наложилась на обамовскую идеологию «освобождения» арабских стран от засидевшихся властителей (которую «Аль-Каида» естественным образом поддерживает). В результате этой неразберихи в Северной Африке и на Ближнем Востоке, как многие и предсказывали, возник питательный бульон для размножения террора, обмена опытом, оружием и кадрами.

Впрочем, кадры поступают не только из самого региона. По сообщениям, в числе террористов, захвативших «Уэстгейт», трое или пятеро — граждане США. Вероятно, это сомалийцы, не менее пяти лет прожившие в мировой сверхдержаве. На примере братьев Царнаевых американцы уже знают, что террористы, которых они одобрительно похлопывали по плечу на Кавказе, способны сеять страх и в Новом Свете. Заинтересуется ли ФБР местными сомалийцами? 

Через Кению проходит восточно-африканский рифт — разлом земной коры, который через несколько миллионов лет приведет к отрыву Восточной Африки от остального материка. Сейчас на африканском континенте происходит процесс, подобный тектоническому, но куда более быстрый: геополитическая плита исламского мира, приведенная в движение «демократическими» экспериментами, наползает, начинает давить на плиту черной Африки, и без того раздираемой ресурсной войной. Возможно, рейд «Аш-Шабаб» на Найроби — один из первых сигналов того, что вооруженные отряды исламистов с севера готовы стать новой силой в этой войне за ресурсы и ждут дальнейших  поручений от заинтересованных лиц.    

И, конечно, мы еще раз увидели, насколько единым стал мир. Напряжение, накопившееся вокруг Сирии, находит разрядку в других частях планеты. Участились теракты в Ираке, в Пакистане, теперь пришел черед Найроби — вот какова территориальная амплитуда террора. Кенийская трагедия еще раз показывает, насколько оправдана и ясна политика России в сирийском вопросе по сравнению с действиями претендента на всемирную гегемонию, взявшегося переделывать мир кривыми руками и без четкого плана.      

Комментарии
Прямой эфир