«Мне не очень ловко сидеть и рассказывать, какое я хочу снять кино»

Показом «Легенды № 17» в переполненном зале открылся
первый фестиваль Kino в Женеве, программу которого составили новые фильмы, созданные на пространстве бывшего СССР. «Легенду»
на ее европейской премьере представляли режиссер Николай Лебедев и продюсеры Никита Михалков и Леонид Верещагин. Никита Сергеевич ответил на вопросы обозревателя «Известий» Ларисы Юсиповой.
— Насколько мне известно, значительную часть фильма «Солнечный удар» вы снимали здесь же, в Швейцарии, поскольку нужен был колесный пароход. На
какой стадии сейчас эта картина? Когда мы ее увидим?
— Монтируем, доснимаем фоны
для компьютерной графики. Я не спешу абсолютно. Не испытываю страстного желания
скорее выпустить этот фильм. Это большая картина, с одной стороны, а с другой — пять телевизионных серий. Поэтому мы, имея 127 часов материала, варьируем,
придумываем, собираем и, что самое сложное, пытаемся найти баланс между 1920
годом и 1907-м. Эти два недалеко отстоящие друг от
друга периода совершенно противоположны с точки зрения фактур, света, цвета,
манеры снимать. И потому очень важно, чтобы эти части не стали
взаимоуничтожающими, а, наоборот, удачно
друг друга дополняли.
— В процессе работы вы не пожалели, что решили
соединить два бунинских произведения — «Солнечный удар» и «Окаянные дни»?
— А я просто не понимал, как
снимать «Солнечный удар», пока не пришла идея объединения.
— Почему?
— Потому что 30 лет назад,
когда я задумал снимать «Солнечный удар», прозрачная, летящая, чеховско-бунинская
история случайной любви, случайного, пронзительного и запоминающегося на всю
жизнь соития была бы органично вписана в атмосферу того кино и той жизни. А
сейчас другая жизнь. И история, рассказанная только про то время, неминуемо
тащила бы за собою вопросы: «А что теперь? Почему теперь? Почему об этом снимаем
кино сегодня?» и так далее. А в соединении с «Окаянными днями» получается очень и очень современная картина, герой которой одержим одной мыслью: почему всё
это произошло и когда именно стало возможным. И я сегодня тоже хочу задать
этот вопрос.
— А вы сами знаете на него ответ?
— Да.
— И могли бы сейчас его сформулировать?
— Нет. Пусть картина ответит.
— Вы говорите, что не торопитесь ее заканчивать.
Означает ли это, что перспектива попадания в конкурс Канна или Венеции вас уже
не интересует?
— Вообще не интересует! Я
состарился, перерос — не знаю, как правильно определить. Картина «Утомленные
солнцем-2», которую начали поливать за восемь месяцев до премьеры, многому меня научила. Я довольно отчетливо понимаю, что в мировых средствах массовой информации есть категория людей,
достаточно влиятельных, для которых любое мое действие будет поводом для атаки. Правда, самому мне уже всё
равно. Мне интересно работать над картиной и мне важно, как сложится отношение
к ней у людей, чье мнение мне дорого, — Шавката Абдусалимова, Максима Кантора,
Саши Адабашьяна. У меня есть зритель, для него я готов работать, а он готов
ждать.
— Фестивали вас не интересуют, но тем не менее вы как продюсер отдали «Легенду № 17» на открытие
фестиваля в Женеве. Для вас важно, чтобы европейская премьера «Легеды»
состоялась именно здесь? И кажется ли вам перспективной затея арт-директора
фестиваля Елены
Хазановой собрать постсоветское кино на нейтральной швейцарской
территории?
— Конечно! Кроме того, я
считаю, что и для Коли Лебедева, и для ТРИТЭ как студии этот показ имеет большое
значение. Вообще то, о чем я вам только что говорил, не должно распространяться
на людей, с которыми мы работаем. Это моя индивидуальная ситуация — не более
того. Коля Лебедев — талантливейший человек, чудесный товарищ, и для его
дальнейшего продвижения эта европейская премьера имеет значение.
— Сейчас прошла серия питчингов в Минкульте и Фонде
кино, и в обоих случаях конкурсы закончились скандалом: сначала с проектом Миндадзе,
потом — с «Чайковским». Не кажется ли вам, что это свидетельство общего организационного
кризиса в нашем кино?
— У нас такое общество: что
бы ни происходило, обязательно закончится скандалом. Что вы видели за последнее
время, что бы закончилось иначе? Как говорил Столыпин, есть огромное желание ругать
всё и всегда. Если только что обруганное разворачивается со знаком плюс, ругать будут всё равно, потому что слишком
быстро развернулось. «Ай-ай! Какой кошмар! Скандал!» Вся наша ситуация с интернетом, социальными сетями, тусовками имеет свойство постоянно барражируемой
ткани. Вот — скандал с Миндадзе! А потом выясняется, что Миндадзе уже давно
договорился с министром культуры. Для Миндадзе это хорошо, а для тех, кому нравилось
будоражить ситуацию, — плохо!
Глобальная проблема русского
общества в том, что никогда не бывают популярны серьезные,
далеко идущие политические решения. Про заселение Столыпиным Сибири нам
рассказывали в школе, что это было страшное унижение человека. А он всего лишь взял
структуру крестьянского дома, где в одной половине жили люди, в другой животные: козы, овцы. И перенес этот социум на колеса, когда людей в
естественных условиях, в которых они привыкли жить, отвезли в Сибирь и дали им
землю. И за 10 лет на 30 млн человек прибавилось население страны. Популярно
это было тогда? Нет! Его ненавидели! А когда поняли, что его не остановить, убили.
Это, к сожалению, наша история.
— То есть — возвращаясь к кино — вы не видите больших проблем в том, как сейчас всё устроено во
взаимоотношениях государства с кинематографом?
— Да вижу, конечно! Их много
очень! Кому давать деньги? Мэйджорам? А нужно ли тогда, чтобы сценарий, который
эти мэйджоры предлагают, проходил экспертизу в Фонде кино? Я считаю — нет, потому
что, по большому счету, это разжижает ответственность. Есть гарантия, что
проект, который приняли эксперты, будет таким, каким они хотят его видеть? Конечно, нет — кино есть кино! А кто тогда за это отвечает? Одна комиссия, другая
комиссия, экспертный совет, попечительский совет... Ну хорошо, это такой новый
эксперимент — попробуем, посмотрим! Во всяком случае, гласное обсуждение
сценариев есть вещь справедливая, хотя и малоприятная. Мне на старости лет сидеть
и рассказывать, какое я хочу снять кино, не очень даже и ловко. Но я понимаю,
что если не буду этого делать, значит, вобью клин. А поскольку каждый у нас
считает себя вправе иметь индульгенцию и быть святее папы римского, то я
послушно сажусь и рассказываю. И послушно плачу штраф, если надо его заплатить.
— Вы платили штраф? За что?
— За опоздание. По «Утомленным» или по «12» — сейчас уже точно не помню. Но полмиллиона заплатили. Причем студия
это сделала без всякого шума — даже я об этом не знал, потому что был другим
занят. Опоздали и заплатили, а не устраивали из этого шоу — как так, художника
заставляют! В мое время ни одна картина не могла не быть завершена. Режиссера
наказывали, переводили в ассистенты и так далее. А сейчас — закончились деньги,
и картина встала в позу позднего раскаяния, враскоряку. Конечно, масса проблем
в кино, о чем тут говорить!
— А то, что Фонд кино теперь должен поддерживать
исключительно коммерческие проекты, вам не кажется проблемой?
— Это просто так
интерпретируют.
— Ну почему же! Когда возникла эта идея, автором
которой был Владислав Юрьевич Сурков, он встречался с несколькими журналистами,
со мной в том числе, и подробно объяснял, что он имеет в виду.
— Но Сурков сейчас занимается
Абхазией и Южной Осетией. А в кино, конечно, всё совершенно не так. Другое дело, что есть кино авторское и «авторское». Бывает, когда автор заявляет:
«Я так вижу!» И всё. И идите вы все в задницу! А видит он плохо. Он непрофессионален. Он думает, что если будет снимать длинными планами, то станет
Тарковским. Не станет! У Тарковского каждая секунда набирала энергетику в
кадре. Он дышал ритмом. С тех пор как богатые люди
стали давать деньги на кино кому попало, начался приток непрофессиональных
людей, называющих себя режиссерами. Но они не режиссеры. Они не знают, что
такое актеры, как с ними работать. Не чувствуют атмосферу. Они монтируют
говорящих друг с другом людей, не понимая, что должна быть «восьмерка», то есть
один смотрит справа налево, а другой — слева направо. С режиссерами, которые так снимают, мне
разговаривать не о чем! Просто не о чем!
— А есть что-то, что вас порадовало за последние
год-два в российском кино?
— Молодежь.
— Кто именно?
— Слушатели высших
режиссерских курсов, вгиковцы, которые ко
мне приходили на летнюю академию.
— То есть ребята, пока не снимавшие полных метров,
но в которых вы видите потенциал?
— Да.
— И последний вопрос: как вы относитесь к выдвижению
«Сталинграда» на «Оскар» от России? Есть ли у картины шансы попасть в номинацию?
— Я еще не видел картину: когда
ее показывали, я уже был в Женеве. Поэтому ничего не могу сказать — кроме того, что желаю Феде всяческих успехов.