Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лидер венгерской партии назвал прием Швеции в НАТО провокацией
Армия
Российские военные штурмом заняли опорные пункты ВСУ в районе Работино 
Спорт
В МОК заявили об отсутствии новых требований по допуску россиян к ОИ-2024
Происшествия
В Москве пациент выстрелил в фельдшера скорой помощи
Происшествия
В Волгограде потушен пожар на складе с пиломатериалами
Общество
Журналисты собрались в пресс-центре в Гостином Дворе перед посланием Путина
Мир
Политик Филиппо потребовал от парламента Франции объявить импичмент Макрону
Происшествия
ФСБ задержала в ЛНР собиравших данные для ВСУ украинских шпионов
Наука и техника
Ракета «Союз-2.1б» с аппаратом «Метеор-М» стартовала с космодрома Восточный
Общество
Путин выразил соболезнования в связи со смертью экс-главы правительства СССР Рыжкова
Экономика
Новак объяснил запрет на экспорт бензина необходимостью стабилизации рынка
Мир
Президент Грузии ответила на вопрос о возможном помиловании Саакашвили
Мир
Новая Зеландия объявила о новом пакете антироссийских санкций
Экономика
Курс доллара на торгах Мосбиржи опустился ниже 91 рубля
Армия
Штурмовики РФ накрыли личный состав ВСУ ракетами С-13 «Тулумбас»

«Доходное место» в петербургском ТЮЗе воскресило «актерский театр»

Дмитрий Астрахан поместил героев пьесы Островского в ящик шарманщика
0
«Доходное место» в петербургском ТЮЗе воскресило «актерский театр»
Игорь Шибанов — Юсов, Николай Иванов — Вышневский. Фото предоставлено ТЮЗом имени А. А. Брянцева
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Неся ясный и даже лежащий на поверхности смысл, лучшие фильмы Дмитрия Астрахана тем не менее обладают магнетизмом и обаянием. Актерские работы, в которых виднеются комедийные, мелодраматические и прочие подпорки, доносят очень личное актерское высказывание. Объявившись в Петербурге — как театральный режиссер — после многолетнего перерыва, Астрахан привнес в спектакль это свойство своих фильмов.

Премьера ТЮЗа вообще будто воскрешает понятие «актерского театра», где право главного голоса принадлежит артисту, а мизансцены и сценография — отнюдь не самодовлеющие — лишь поддерживают его. Режиссер если и прибегает к символическим знакам и прямым метафорам, то лишь для того, чтобы воедино связать эпизоды, одушевленные актерской игрой. 

Действие прошивает сквозной персонаж Шарманщик. Безмолвный, бомжеватого вида герой Виталия Кононова демонстративно крутит ручку, наигрывая механичную мелодию. Художник Анатолий Шубин оформил сцену так, что персонажи кажутся кукольными обитателями то ли ящика шарманщика, то ли балаганного театра. Почти пустое пространство меняет обличье после пары сценографических штрихов: опускаются шторки — и персонажи переносятся из одного дома в другой.

Этому театру-балагану созвучна броская манера игры, временами доходящая до фарса и почти что «театра ужасов», гиньоля, — когда Кукушкина в исполнении Антонины Введенской готова положить руку под топор. Маменьку, сбывающую с рук двух дочурок, актриса делает откровенной лицедейкой, доводя каждую свою сцену до остроты скетча. Пластика артистов — емкая и выразительная: Игорь Шибанов в роли чиновника Юсова то заискивающе приседает, то безмерно раздувается; с невесомостью мальчика на побегушках движется Белогубов (Радик Галиуллин); упорядоченной стертой массой окружают Юсова молодые чиновники.

«Доходное место» в петербургском ТЮЗе воскресило «актерский театр»

Лишь один персонаж сохраняет здесь личное пространство — Жадов в исполнении Ивана Батарева. К идеализму главного героя, решившего жить честно и порвавшего все карьерные связи, артист отнесся с предельной искренностью. И даже когда в финале герой не выдерживает и под давлением жены идет к дядюшке на унижение — просить «доходного места», режиссер мизансценически отделяет его от остальных. Все персонажи, механично кружа вокруг Жадова, уходят со сцены (читай: со сцены жизни), он — остается как воин в поле. 

И когда в финале Жадов декларативно обращается к залу со словами о том, что его честная жизнь будет состоять из трудов и лишений, слова эти не кажутся выспренными. Театр, способный сегодня говорить со зрителем по-старомодному ясно и просто, без заведомой иронии и радикальных режиссерских приемов, ценен своим нефальшивым звучанием. 

Комментарии
Прямой эфир