«Чайковский» отказался от государственной поддержки

Режиссер Кирилл Серебренников и
продюсер Сабина Еремеева приняли решение отказаться от выделенных им
Министерством культуры 30 млн рублей на фильм «Чайковский».
Как объяснила «Известиям» Сабина Еремеева, 30 млн рублей составляют примерно 12% от бюджета фильма, и брать на себя обязательства по
срокам сдачи картины, имея на руках такую небольшую часть, нельзя.
Еще один транш Сабина Еремеева
рассчитывала получить на возвратной основе (процент от участия в прибыли) в
Фонде кино. Однако после очной защиты фильм Серебренникова не был включен в список проектов, рекомендованных экспертами к рассмотрению попечительским советом.
Представляя «Чайковского» на
питчинге в фонде, Серебренников сказал, что такой мощной пиар-кампании,
которую уже имеет пока еще неснятая картина, не было у него никогда.
И в этом смысле «мизулингу» — отдельное спасибо: он работает на проект.
К словам режиссера можно добавить, что на
проект «Чайковский» вообще много чего работает — в первую очередь статус героя, одного из самых исполняемых в мире композиторов. На
роль гения Серебренников намеревался пригласить большую голливудскую
звезду (имя актера пока не раскрывается), а на роль его брата, Модеста, — звезду
российскую.
Сейчас, впрочем, планы
авторов, связанные с кастингом, под угрозой: даже если проект в конечном итоге
состоится, перенос сроков может означать вынужденную смену актерского состава.
— Я даже не могу вам
передать, в каком состоянии сейчас Серебренников, ведь у нас полным ходом шла
подготовка проекта, — сказала «Известиям» продюсер Сабина
Еремеева. — Но он ответственный человек и, конечно, поддержал меня в этом решении. Притом что мне позвонил Вячеслав Тельнов (руководитель
кинодепартамента Минкультуры. — «Известия») и сказал, что министр Владимир
Мединский за нас и очень хочет поддержать этот проект, — я не вижу другого выхода, кроме как отказаться от денег, предоставленных Министерством
культуры. Я, конечно, буду искать частные деньги на всю сумму бюджета,
но это уже совсем другая логистика. Сроки запуска становятся непрогнозируемыми.
Более всего, по словам
Еремеевой, ее поразил тот факт, что «Чайковский», как и другой представляемый
ею проект, «Комар» Алексея Мизгирева, не вошел в список 36 картин, рекомендованных
экспертным советом, хотя оба проекта, с ее точки зрения, — арт-мейнстримовские и
имеют зрительский потенциал.
— В экспертном совете фонда
не случайные люди, это продюсеры и прокатчики, которые определяют политику в
нашем кино. Значит, они дают понять, что Серебренников и Мизгирев не способны работать на поле зрительского
кино. И что все мы — продюсеры и режиссеры, зарекомендовавшие
себя на фестивальном пространстве, — должны в этой нише и оставаться, — говорит
Еремеева.
Действительно, созданная в
конце прошлого года по распоряжению правительства система, при которой
Фонд кино поддерживает исключительно коммерческие проекты, в первую
очередь ударила по молодым режиссерам — тем, кто хочет выйти за рамки
артхауса и снять зрительское кино.
Между тем и американские, и
европейские студии на масштабные проекты регулярно «рекрутируют» режиссеров
независимого кинематографа. Тот же Альфонсо Куарон, снявший одну из частей «Гарри
Поттера», а теперь представляющий миру свою «Гравитацию», — тому пример. Без этого симбиоза скудеют оба крыла — и арт, и мейнстрим.
Впрочем, это хорошо понимают и деятели фонда. Список из одобренных экспертным советом
картин — результат мучительного компромисса между установкой на коммерцию и
желанием поддержать художественно значимые картины.
В принципе, одобренные
экспертами проекты «Большой» и «Дама пик» при всей своей неоспоримой художественной
значимости с точки зрения коммерции находятся примерно в той же «зоне риска»,
что и «Чайковский». Но фигуры Валерия Тодоровского и Павла Лунгина — слишком масштабны, чтобы
их проигнорировать, тем более что «Даму пик» поддерживает продюсер Федор
Бондарчук.
А Серебренников, видимо, до сих пор числится по разряду «молодые
режиссеры». Равно как и Еремеева, несмотря на свою солидную фильмографию, — по
разряду «молодые продюсеры».
Как сказала «Известиям» руководитель
аналитического департамента Фонда кино Десислава Медкова, «и сценарий
«Чайковского», и сценарий «Комара» были одобрены сценарной группой фонда, которая
оценивала в первую очередь качество работ. А экспертный совет при принятии решения обязан учитывать прокатный потенциал проекта, который зависит от совокупности факторов: предыдущие прокатные результаты компании, потенциал авторской
команды, возможности продюсеров по подключению медиапартнеров, наличие
сопроизводителей и далее. И, проанализировав все эти факторы, экспертный совет действительно не
проголосовал ни за «Чайковского», ни за «Комара».
Есть и еще одна проблема — 500 млн рублей от Фонда кино невозможно разделить на 36 (число
рекомендованных экспертным советом проектов) таким образом, чтобы проекты получили достаточно средств для реализации (по закону госучастие не
должно превышать 70% от бюджета картины).
Вся эта ситуация —
обозначение жесткого кризиса, в который вошла система господдержки. Но каким
образом государство будет искать выход из этого кризиса и будет ли — пока
неясно.